Календарь событий
Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4
Календарь благоприятных и неблагоприятных дней
Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4

О социальной норме потребления электроэнергии

( 1 Голос )
Рейтинг пользователей: / 1

1. Для чего норма вводится?
В настоящее время потребляемая населением электрическая энергия субсидируется за счет установления более высоких цен для промышленности, это так называемое перекрёстное субсидирование. 
Вроде бы все хорошо - рост стоимости коммунальных услуг для населения меньше (тарифы на электроэнергию занижены почти в 2 раза), но предприятия закладывают свои расходы в себестоимость выпускаемой продукции, и в конечном итоге все оплачивается потребителями. Кроме того, завышенные расходы на оплату электроэнергии, которые несет промышленность, сказываются на экономических показателях предприятий. 
Также необходимо отметить, что при сложившейся системе перекрестного субсидирования, чем больше человек потребляет, тем больший объем «скрытой субсидии» он получает, при этом, как правило, много потребляют обеспеченные люди, имеющие возможность оплачивать коммунальные услуги по полной стоимости, и наоборот - бедные потребляют мало. 
В Кировской области 20% населения с наибольшим потреблением потребляют около половины всей электроэнергии, в то время как другие 20% населения с наименьшим потреблением потребляют менее 10% электроэнергии.
По оценке Энергетического центра Московской школы управления СКОЛКОВО, в 2011 году в Росси самые богатые домохозяйства получали в среднем в два раза больше перекрестного субсидирования, чем самые бедные (492 руб. в месяц против 226 руб. в месяц).
В Российской Федерации доля расходов на оплату электроэнергии в совокупных расходах домохозяйств (семей) составляет в среднем всего 1,3%, что меньше расходов на приобретение алкогольных напитков (1,7%).
Как средство защиты малоимущих слоев населения такая мера неэффективна.
Идеальным решением проблемы перекрестного субсидирования была бы его полная отмена, установление тарифов на экономически обоснованном уровне и переход к адресным субсидиям нуждающимся. Однако данный шаг приведет к высокой социальной напряженности в обществе.
Введение социальной нормы потребления электрической энергии и её установление на адекватном уровне позволит снизить объем перекрестного субсидирования и поэтому является хорошим шагом для борьбы с перекрестным субсидированием.
Социальная норма - это минимальный и достаточный для жизнеобеспечения объем коммунального ресурса, который оплачивается по сниженному тарифу.

2. Цели введения социальной нормы.
Применение социальной нормы потребления коммунальных услуг имеет несколько целей:
- снижение тарифной нагрузки на промышленных потребителей (объема перекрестного субсидирования); 
- повышение эффективности системы социальной защиты населения;
- стимулирование энергоэффективного потребления коммунальных услуг.

3. Работа по установлению социальной нормы
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №600 Правительству РФ было поручено разработать комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов, предусмотрев компенсационные меры для одиноких пенсионеров, проживающих в квартире не менее 10 лет.
Для реализации указа Президента распоряжением Правительства РФ от 10 сентября 2012 года №1650-р утверждён комплекс мер, направленных на переход к социальной норме потребления коммунальных услуг в РФ.
Комплекс мер предусматривает введение социальной нормы потребления коммунальных услуг по электроснабжению с 2014 года и по водоснабжению с 2015 года по итогам результатов реализации соответствующих пилотных проектов. Также запланированы мероприятия, направленные на совершенствование порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг различным категориям граждан.
Правительством РФ принято постановление от 22.07.2013 №614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)».
Постановлением Правительства РФ от 25.02.2014 №136 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» с учётом результатов пилотных проектов по введению социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее - социальная норма) внесены изменения в Положение об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утверждённое постановлением Правительства РФ от 22 июля 2013 года №614.

В соответствии с данным постановлением, социальная норма устанавливается в два этапа:
с 1 сентября 2013 года
- реализация соответствующих пилотных проектов на территории шести субъектов Российской Федерации (Забайкальский край, Красноярский край, Владимирская, Нижегородская, Орловская, Ростовская области);
с 1 июля 2016 года - на всей территории РФ.
Кроме того, субъектам Федерации Постановлением предоставляется право принятия решения о введении социальной нормы до 1 июля 2016 года.

Согласно социальной норме потребления, на определённый объём потреблённой электроэнергии будут установлены низкие расценки, а за перерасход - повышенные.
Социальная норма устанавливается таким образом, чтобы объём поставки в пределах социальной нормы составлял долю от 70% до 85% фактического объёма поставки электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Также постановлением №614 предусмотрено установление социальной нормы дифференцированно в отношении различных групп домохозяйств и типов жилых помещений, что позволит учесть все особенности потребления электроэнергии населением. Чем больше граждан зарегистрировано в жилом помещении, тем выше для них размер социальной нормы. Предусмотрены также особенности применения социальной нормы в отношении сельского населения; граждан, проживающих в аварийном и ветхом жилье; одиноких пенсионеров; домохозяйств, имеющих в своём составе инвалидов, многодетных семей, а также замещающих семей, имеющих в своем составе детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с порядком установления и применения социальной нормы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 №614:
- величина социальной нормы устанавливается уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ (далее - уполномоченный орган) не позднее 4 месяцев до даты перехода на расчеты с применением социальной нормы;
- расчет социальной нормы осуществляется на основании данных о годовом объеме потребления электрической энергии в 2012 году потребителями, в количестве не менее 10000 человек; 
- по решению высшего должностного лица субъекта РФ социальная норма может не устанавливаться и не применяться для категорий потребителей, приравненных к населению (садоводческие товарищества, гаражи, хозяйственные постройки, религиозные организации и т.д.);
- уполномоченные органы, исходя из полученной от органов местного самоуправления информации о численном составе домохозяйств в жилых помещениях, формируют (актуализируют) единую базу данных о численном составе домохозяйств в жилых помещениях с указанием их адресов;
- уполномоченные органы не позднее 4 месяцев до даты перехода на расчеты с применением социальной нормы утверждают регламент обмена информацией по вопросам установления и применения социальной нормы между заинтересованными органами исполнительной власти субъекта РФ, ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг;
- информация о перечне многоквартирных домов и жилых домов, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками, в отношении которых устанавливаются дифференцированные по типам помещений величины социальной нормы, публикуется на сайте уполномоченного органа с указанием адресов таких домов, а также жилых домов, отнесенных к ветхому или аварийному жилому фонду.

В Кировской области распоряжением председателя правительства Кировской области от 14.10.2013 №157-пр создана рабочая группа по разработке правового акта, устанавливающего величину социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
В Кировской области на заседании данной рабочей группы 21.01.2014 г. было рекомендовано определить уполномоченным органом департамент энергетики и газификации Кировской области.
Решение об определении департамента энергетики и газификации Кировской области будет приниматься правительством Кировской области.
Величина социальной нормы будет утверждаться после рассмотрения на вышеназванной рабочей группе и публичного общественного обсуждения.
Обращаем внимание, что порядок расчета (формулы и коэффициенты) и порядок применения социальной нормы полностью определяется постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 №614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)».
С 1 сентября 2013 года расчеты за электрическую энергию осуществляются с применением социальной нормы в шести пилотных субъектах РФ (Забайкальский край, Красноярский край, Владимирская, Нижегородская, Орловская, Ростовская области).
Во всех данных регионах, за исключением Ростовской области, социальная норма применялась прежде (до 01.09.2013 г.), и её размер не был пересмотрен в соответствии с постановлением №614.
Владимирская и Нижегородская области - 50 кВт*ч на 1 чел.;
Забайкальский край - 65 кВт*ч на 1 чел.;
Красноярский край - 75 кВт*ч на 1 чел.;
Орловская область - 190 кВт*ч на 1 чел.

В Ростовской области социальная норма установлена в соответствии с постановлением №614: базовая величина - 96 кВт*ч; надбавки: электроплита - 43 кВт*ч на 1 чел., сельская местность - 90 кВт*ч, водонагреватель - 100 кВт*ч на 1 чел., электроотопление - 3000 кВт*ч.
По итогам реализации пилотных проектов, анализ потребления в домохозяйствах (по количеству членов семей) показал, что подход к установлению социальной нормы обеспечивает справедливое распределение по группам домохозяйств. Так, в Ростовской и Орловской областях 80–90% семей полностью уложились в социальную норму.
Вместе с тем в четырёх регионах (Забайкальский и Красноярский края, Владимирская и Нижегородская области) наблюдается ухудшение положения домохозяйств, состоящих из одного человека - только 9% домохозяйств одиноких потребителей укладывается в социальную норму. Всего в отведенную социальную норму уложилось лишь 40% населения.
В целом увеличение платы за электроэнергию коснулось в основном граждан с высоким уровнем потребления электроэнергии в связи с содержанием дорогостоящих объектов недвижимости.

По материалам департамента энергетики и газификации Кировской области.

ДЛЯ СПРАВКИ:
Для расчета социальной нормы предусмотрено 6 групп домохозяйств в зависимости от числа проживающих (6-я группа - это специализированный жилфонд и приравненные к населению).
Базовая величина социальной нормы (1-я группа - один проживающий в квартире с газовой плитой в городском населенном пункте) определяется на основе статистических данных потребления электрической энергии за 2012 год.

К базовой норме предусмотрены  следующие надбавки:
- второй проживающий - 60 кВт*ч (2 группа);
- третий и больше проживающих - 40 кВт*ч на 1 чел. (3-5 группы);
- на электроплиту - 50 кВт*ч на 1 чел., но не менее 90 кВт*ч на домохозяйство;
- на водонагреватель - не более 300 кВт*ч на 1 чел.;
- на отопление - устанавливаемое уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ (в предыдущей редакции было - не более 3000 кВт*ч на 1 домохозяйство в течение отопительного периода);
- надбавка для села -100 кВт*ч на 1 домохозяйство;
- одинокие пенсионеры оплачивают 1 год применения по соцнорме всю эл.энергию, далее соцнорма увеличивается в 1,5 раза;
- в аварийном жилищном фонде или жилом фонде со степенью износа 70 процентов и более - 1,5 раза.

Примеры расчета (условно принимаем базовую величину социальной нормы, равной 100 кВт*ч, надбавки максимальные):
Семья из 4 человек, газовая плита, центральное отопление и горячее водоснабжение, городская местность: 100+60+40+40= 240 кВт*ч в месяц.
То же в сельской местности: 240+100=340 кВт*ч в месяц.

Семья из 4 человек, электрическая плита, центральное отопление и горячее водоснабжение, городская местность:
100+60+40+40+4*50 = 440 кВт*ч в месяц.
То же в сельской местности: 440+100=540 кВт*ч в месяц.

Семья из 4 человек, электрическая плита, центральное отопление, без горячего водоснабжения, городская местность:
100+60+40+40+4*50+4*300 = 1640 кВт*ч в месяц.
То же в сельской местности: 1640 +100=1740 кВт*ч в месяц.

Семья из 4 человек, электрическая плита, электрическое отопление, без горячего водоснабжения, городская местность:
100+60+40+40+4*50+4*300+3000 = 4640 кВт*ч в месяц.
То же в сельской местности: 4640 +100=4740 кВт*ч в месяц.

ПРИМЕЧАНИЕ: Оснащенность электроплитами, электроотопительными и электронагревательными установками жилого помещения определяется в соответствии с техническим паспортом дома либо при его отсутствии - в соответствии с проектной документацией.
Не является основанием для применения социальной нормы:
- наличие стационарной электроплиты в случае, если степень благоустройства дома предусматривает предоставление коммунальной услуги по газоснабжению;
- наличие электронагревательных установок при наличии горячего водоснабжения;
- наличие электроотопительных установок при наличии централизованного теплоснабжения.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить