Календарь событий
Май 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Календарь благоприятных и неблагоприятных дней
Май 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

Чтобы исключить у ребенка картавость, делайте с ним «чашечку» и «индюка»

( 1 Голос )
Рейтинг пользователей: / 1

В преддверии Дня  воспитателя и всех дошкольных работников мы встретились с Татьяной Ивановной Мочаловой - логопедом детского сада «Рябинка»

По первому образованию Татьяна Ивановна воспитатель с дополнительными дисциплинами (дефектология и логопедия), а по второму - учитель-логопед. В 2003 году Татьяна Ивановна начала свою трудовую деятельность в «Рябинке» в должности воспитателя, но в связи с увеличением количества детей с нарушениями речи, в детском саду ввели дополнительную ставку логопеда, на которую и перевели Татьяну Ивановну.

 

На мой вопрос, в чем она видит причины ухудшения речи детей, логопед ответила, что их может быть множество, в том числе и анатомические дефекты речевого аппарата. Но есть и такие, которые родители формируют сами. «Например, многие мамы и папы разрешают детям с самого раннего возраста пользоваться телефонами, планшетами, смотреть телевизор. Пока дети развлекаются, взрослые занимаются своими делами. Общение с ребенком таким образом сводится к минимуму, – рассказывает Татьяна Ивановна. - Просмотр мультфильмов, даже развивающих, не даёт ребенку навыков общения и не научит его говорить. Именно от взрослых дети перенимают многое, в том числе и умение разговаривать. С ребенком нужно говорить даже тогда, когда он ещё не родился. Младенцы уже следят за артикуляцией взрослого, сами пытаются двигать губами, говорить на своём языке».

Логопед детского сада советует родителям по таблицам речевого и физического развития следить за тем, в нужное ли время ребенок начал гулить, лепетать, произносить первые слова, предложения. Таким образом можно будет вовремя выявить отклонения и обратиться за помощью к квалифицированному специалисту.

Женщина отмечает и тот факт, что многие родители очень долго не отучают детей от соски. Ребенок уже ходит в садик, а  дома ему продолжают давать пустышку или поят из бутылочки с соской. Это тормозит речевое развитие ребенка, кроме того, может появиться дефект прикуса, что тоже в дальнейшем влияет на произношение некоторых звуков.

«Меня очень удивляет, когда в детский сад приходят дети 3-4 лет, которые совсем не умеют говорить. В этой ситуации полностью виноваты родители, которые не приняли никаких мер для нормального развития своего ребёнка. Некоторые папы и мамы ссылаются на то, что сами в детстве долго не разговаривали, а потом вдруг заговорили. Конечно, наследственность исключать нельзя, но всё же лучше придерживаться критериев речевого развития и активно стимулировать речь ребёнка, - считает Татьяна Ивановна. - Если ребёнок имеет много дефектов в произношении, лучше проконсультироваться у логопеда и начать выполнять его рекомендации.

Я рекомендую ещё до трёх лет проводить с ребёнком артикуляционную гимнастику, таким образом язык и губы малыша будут подготовлены к произношению звуков, и это даст возможность избежать дефектов речи. С серьёзными нарушениями речи лучше обращаться в Киров к логопеду, неврологу. Эти специалисты при необходимости назначат лечение и направят ребенка в речевой центр».

Татьяна Ивановна также отметила, что большое количество детей, посещающих детский сад, имеют картавость с горловым произношением звука «р». «Часто в семьях кто-то из родителей или старших братьев, сестёр имеет такой дефект, и ребёнок, подражая им, произносит этот звук так же, – говорит логопед. - Иногда дефект у малыша возникает вследствие короткой уздечки (не может поднять язык вверх), слабого кончика языка и других причин. Дефект картавости исправить трудно, и некоторые дети в дальнейшем, даже выучив правильное произношение звука «р», в речи этот звук используют редко».

По словам Татьяны Ивановны, правильный звук «р» может появиться у дошкольника к 5-6 годам. До этого момента, чтобы исключить картавость, нужно выполнять следующие упражнения:

- «чашечка»: открыть рот, завернуть края языка в форму чашечки, губы при этом не  задевать. Данное положение удерживать в течение 10 секунд, выполнять по 4-5 раз;

- «лошадка»: открыть рот, щёлкать кончиком языка медленно и быстро. Нижняя челюсть при этом должна оставаться неподвижной;

- «индюк»: при открытом рте выполнять быстрые движения языком по верхней губе вперёд-назад.

Эти и другие упражнения можно найти в интернете и прорабатывать с детьми в домашних условиях.

Татьяна Ивановна в детском саду занимается с детьми индивидуально, в логопедической группе. Много времени на занятиях занимает отработка артикуляционных упражнений, так как при постановке звука губы и язык должны находиться в определённом положении.После этого звук вводится в речь ребенка - в слоги, слова, предложения. В специальной тетради логопед записывает рекомендации для родителей и задания на закрепление звуков, которые нужно выполнять дома.

Как логопеду Татьяне Ивановне приятно, когда взрослые заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее и раньше исправить дефекты речи своих детей. Но иногда её огорчает тот факт, что некоторые родители задания логопеда с ребёнком дома не выполняют, считая, что в садике их всему научат. «Помощь родителей необходима ребенку. Видя их заинтересованность, он будет стараться лучше справиться с заданиями логопеда, ведь для ребёнка правильно произнести звук, который ему не давался, - большое достижение, а для меня лучшая награда за мои труды», - с улыбкой закончила разговор Татьяна Ивановна.

Мария ДАРОВСКИХ.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить