Календарь событий
Ноябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Календарь благоприятных и неблагоприятных дней
Ноябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1

Е.И. Котельникова: "НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЛЮБЛЮ УСТРАИВАТЬ "ДУЭЛИ"

( 3 Голосов )
Рейтинг пользователей: / 3

5 октября - Международный день учителя

Учитель Даровской средней школы Елена Ивановна Котельникова в прошлом учебном году вела уроки русского языка и литературы в выпускных классах, готовила ребят к единому государственному экзамену по русскому языку, и её ученики показали хорошие результаты. В этом году она преподает в двух пятых и двух восьмых классах. В преддверии профессионального праздника мы поговорили с Еленой Ивановной о её учениках, любимых авторах, о классном кинотеатре, о том, за что педагог готов поставить себе «пятёрку», и многом другом.

 

- Елена Ивановна, Вы уже более тридцати лет преподаете в школе литературу, а чьё стихотворное творчество нравится лично Вам?

- Любимого поэта у меня нет. Мне нравятся лиричные и жизненные стихи Бориса Пастернака и Эльдара Рязанова. Люблю отдельные стихи и других поэтов.

- А ребята, на Ваш взгляд, стихи каких авторов по школьной программе учат с удовольствием, а каких - не очень?

- В 5 и 6 классах ребята охотно учат любые стихи наизусть и выразительно рассказывают их у доски, а вот старшеклассники не любят это занятие. Проще всего ученики запоминают стихи Пушкина, Есенина и даже Маяковского, но, как это не удивительно, сложнее всего им даются для заучивания произведения Лермонтова.

- Назовите своего любимого писателя?

- Это однозначно Михаил Булгаков. Особенно я люблю два его произведения: «Мастер и Маргарита» и «Белая гвардия». Каждое лето я их перечитываю, и мне кажется, что в этот момент у меня «формула крови» улучшается. Я не перестаю удивляться, какой красивый язык у этого писателя, какие он подбирает слова для описания людей, мест, событий. В «Белой Гвардии» мне нравится атмосфера Дома, где можно спрятаться от любых невзгод. Это произведение мы изучаем с одиннадцатиклассниками, и я всегда говорю им, что именно таким должен быть настоящий Дом. Читаю я и современных авторов, в первую очередь, обращаю внимание не на сюжет, а на язык. Из последних понравившихся мне произведений могу отметить роман «Дети мои» Гузели Яхиной, рассказы Татьяны Толстой и Наринэ Абгарян.

- Какие прозаические произведения нравятся ученикам?

- Внимание ребят привлекают короткие рассказы, небольшие повести, потому что их можно быстро прочитать. Большие произведения полностью прочитывают лишь единицы из каждого класса. Отметила для себя, что в прошлом году ученикам 7-х классов понравилась повесть Тендрякова «Хлеб для собаки». По этому произведению с одним классом на окружном мероприятии я проводила открытый урок, который прошел на одном дыхании. Десятиклассникам нравятся «Дочь Бухары» Улицкой и «Людочка» Астафьева, но, скорее всего, тоже из-за того, что это рассказы. Повторюсь, что объемные произведения ребятам читать лень. По школьной программе ученики ещё читают, а помимо неё - очень мало.

- Как Вы думаете, с чем это связано?

- Я могу назвать две причины. На мой взгляд, первая и самая главная в том, что дети не видят примера дома - читающих родителей становится всё меньше и меньше. Вторая причина - это гаджеты, в частности смартфоны, в которых можно пробежать глазами короткую развлекательную информацию, ознакомиться с любым произведением в кратком содержании, скачать готовое сочинение.

Но есть увлечённые чтением ученики: у них и по школьной программе всё проштудировано, и дополнительная литература прочитана. С такими ребятами работать на уроке очень интересно, они могут высказать свою точку зрения и доказать её цитатами из текста.

- Елена Ивановна, есть ли у Вас свои «фишки» в ведении урока? Проводите ли Вы нетрадиционные уроки?

- Моя «фишка» - это урок, заполненный до последней минуты. Я люблю хорошие рабочие уроки, поэтому продумываю план каждого занятия так, чтобы ребята были загружены «от и до», плавно переключались с одного вида деятельности на другой, работали в темпе, но успевали усвоить и закрепить материал. Нетрадиционные уроки я не люблю, это развлекательный вариант занятия. Я их очень редко провожу и учебного результата от них не вижу. Иногда использую на уроках нетрадиционные элементы, например, в 5 классе мы инсценируем небольшие произведения, а на уроках русского языка проводим «дуэли»: два ученика выходят и пишут под диктовку словарный диктант на доске. Кто первый ошибся, тот «убит наповал», «победитель» вызывает себе нового «дуэлянта». Ребятам это очень нравится. Ещё предлагаю на уроках литературы ученику, который ответил, выбрать, кто следующим пойдёт к доске. Такой эффект неожиданности вносит разнообразие.

- Больше 15 лет Вы работали вожатой в школе. Все развлекательные элементы реализовывали во внеурочной деятельности?

- Конечно! Мне нравилось общаться с ребятами после уроков. Они открывались с новой стороны, вели себя совсем по-другому в неформальной обстановке. Я готовила сценарии к различным мероприятиям, иногда брала готовые и переделывала, а иногда сочиняла сама. На это уходило много времени, а потом начиналась подготовка. Я не могу назвать себя режиссером, но мне очень нравилась репетиционная атмосфера, работа с ребятами-актерами. Большую помощь в подготовке и проведении мероприятий оказывала музыкальный руководитель О.П. Громазина.

- Вы классный руководитель 8«А» класса. Какую работу ведёте в этом направлении?

- У меня очень хороший и дружный класс. В этом большая заслуга первой учительницы ребят Н.А. Зубаревой. Наша внеклассная жизнь не такая разнообразная, как хотелось бы, но мы организуем поездки, походы на природу, за что благодарю родительский комитет. Из классных мероприятий традиционным решили сделать «Классный кинотеатр». В канун прошлого нового года мы устроили в классе просмотр фильма: принесли маты, пледы и смотрели «Один дома». Этот фильм выбрали общим голосованием. Я разрешила ребятам «пронести в кинотеатр» чипсы. Это было так здорово!

- А в целом, что для Вас - работа в школе?

- Это жизнь по расписанию. В определенный момент - большие и маленькие радости, в другой момент - огорчения. Но вместе с тем это большой и тяжелый труд. Я уже 31 год работаю учителем, из них 18 - в Даровской средней школе, но до сих пор качественно готовлюсь к каждому уроку. А ещё школа - это оценки. Я очень люблю ставить ученикам «пятерки» и «четверки», а «двойки» до сих пор ставлю с содроганием и жалостью. Обязательно даю ученику возможность переписать, переделать, пересдать.

- А за что Вы поставили бы «пятерку» себе?

- Наверное, твердую «пятерку» я заслужила за выращивание помидоров. Я общаюсь с коллекционерами через интернет, закупаю семена и ежегодно высаживаю в теплицу более 20 новых сортов томатов. Постоянно читаю литературу по агротехнике, интересуюсь процессом выращивания этих овощей. Из помидоров делаю различные заготовки. Ещё «пятерку» я могу поставить себе за выпечку. А мою работу в школе пусть оценивают ученики и коллеги, здесь сама себе «пятерку» я ставить не буду - как учителю мне всегда есть к чему стремиться, всегда есть, что подучить и повторить.

Вопросы задавала

Елена КОБАКА.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить