Календарь событий
Июнь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Календарь благоприятных и неблагоприятных дней
Июнь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Л.П. Слобожанинова: "Я посвятила свою жизнь лучшей в мире работе и всегда была влюблена в свой предмет"

( 1 Голос )
Рейтинг пользователей: / 1

dsc05362.jpg - 5.50 MbЛюдмила Павловна Слобожанинова 44 года отработала учителем иностранного языка в Кобрской школе. Более тридцати лет она была заместителем директора по учебной работе. За свой труд награждена знаками «Отличник народного просвещения» и «Педагогическая слава». Второй год Людмила Павловна находится на заслуженном отдыхе, но родной коллектив и бывших учеников вспоминает ежедневно с теплотой в сердце.

С УЧИТЕЛЯМИ ОЧЕНЬ ПОВЕЗЛО!
«Моя родина - посёлок Медведок Нолинского района, - рассказывает учительница. – Я выросла в обычной семье, отец работал в судоремонтной мастерской, мама – поваром. Когда окончила первый класс, родители стали ездить в навигацию, их не было дома по полгода, так что воспитывала меня в основном бабушка. В детский сад я не ходила, но общения с детьми мне хватало. Помню, как мы с ребятами ходили в гости к одной девочке, у которой была старшая сестра-школьница Галя. Из старых учебников она вырезала для нас задачи, примеры, различные упражнения, а мы с удовольствием выполняли все её задания.
Училась я в Медведской средней школе. Мне повезло, что многие мои учителя были не только настоящими педагогами, знающими и любящими свои предметы, но и яркими личностями. Например, директором школы и учителем немецкого языка был Павел Васильевич Шамов - военный переводчик, дошедший до Берлина. Географию вёл Пётр Иванович Пушкарёв, он тоже воевал, часто водил нас в походы. Борис Михайлович Липовцев не только преподавал математику, но и вёл драмкружок. Я помню всех своих учителей - творческих, деятельных, нам всегда было с ними интересно».

ПОЕЗДКА ВО ФРАНЦИЮ - ПОДАРОК СУДЬБЫ
«Когда я училась в старших классах, - продолжает рассказ Людмила Павловна, - перед нами выступила студентка инфака Кировского пединститута, которая рассказала об учёбе и о том, что на инфаке существует обмен студентами - отличники имеют возможность поехать на стажировку во Францию. Моя первая мысль была: «Вот бы и мне туда попасть!» В школе у меня было много любимых предметов - русский язык, литература, история, алгебра, немецкий язык. Я решила, что хочу стать учителем иностранного языка. Без труда поступила в институт, и после четвертого курса меня вызвали в ректорат и предложили поехать на языковую стажировку во Францию.
Ректор сказал, что меня в составе группы лучших студентов, обучающихся на языковых факультетах институтов СССР, направляют учиться в Канский университет, просил подумать, поговорить с родителями. Конечно же, я с радостью согласилась, правда, перед поездкой пришлось пройти множество собеседований, медосмотров, одних только фотографий для оформления документов сделала 26 штук! Сначала мы поехали в Москву, где целую неделю в Министерстве просвещения студентам читали лекции о стране, куда предстояло отправиться. До города Кан добирались на самолёте, а потом на электропоезде.
Учиться в университете было интересно, по выходным нас возили на экскурсии по стране, где мы знакомились с достопримечательностями. Во Франции я прожила четыре месяца, домой, кроме новой одежды, привезла целый чемодан распечаток с лекциями – студенты не писали их от руки, как у нас в СССР, им выдавали готовые конспекты. Всю жизнь помню эту замечательную поездку, для меня она стала подарком судьбы и бесценным опытом».

«РАБОТУ В ШКОЛЕ ВСПОМИНАЮ С ТЕПЛОТОЙ»
В 1977 году Людмила Чурина окончила институт с дипломом с отличием по специальности «учитель немецкого и французского языка». Девушка должна была остаться работать в городской школе, но это место она уступила однокурснице с маленьким ребёнком, надеясь, что в Даровском районе, куда та была направлена, она отработает год, а потом будет поступать в аспирантуру.
«Я совершенно не представляла, куда еду, где мне предстоит жить и работать, - с улыбкой вспоминает Людмила Павловна. - Стало по-настоящему страшно лишь на вокзале в Котельниче, когда впервые в жизни увидела грузотакси - машину с деревянными лавочками. В Даровском РОНО меня распределили в Кобру. Там была новая школа и молодой коллектив, который возглавлял директор В.Г. Овчинников.
Учителя боготворили Владимира Георгиевича, это был лучший руководитель, который заботился о своих кадрах, дорожил каждым педагогом, ни разу в жизни ни на кого не повысил голоса. Мы и сейчас дружим, часто общаемся по телефону, иногда видимся. Ещё я всю жизнь с теплотой вспоминаю учителя физики Константина Анатольевича Блинова, Человека с большой буквы, настоящего интеллигента, выдержанного, воспитанного, спокойного, мудрого. Он прошёл всю войну, часто рассказывал мне о своей юности, когда заходил в гости, чтобы пообщаться, поддержать меня на первых порах.
В школе я поначалу вела уроки немецкого языка, а через год мне дали классное руководство и ещё одну нагрузку - пионервожатой. Позднее я работала и организатором внеклассной работы, и завучем, но учителем - всегда!
Вспоминаются первые годы работы в школе. Осень, сентябрь. Надо ехать на уборку льна, а я ничего не умею, стыдно опозориться перед ребятами. В Нолинском районе, где я раньше жила, были очень крепкие колхозы, дети в них никогда не работали. В итоге ученики научили меня и лён теребить, и снопы вязать, и правильно расставлять их. Однажды с учителями поехали косить овёс горбушей, я её тогда впервые в жизни в руки взяла. Ох и намучилась поначалу!
В Кобрской школе была очень сильная комсомольская организация. Как же было интересно работать в те годы - концерты, мероприятия, походы, пионерские костры, майские демонстрации, на которые мы ходили вместе с детьми. Времени на всё порой не хватало, но педагоги работали на совесть, никому даже в голову не приходило уйти домой, не сделав запланированное на день.
Я и сейчас, будучи на пенсии, продолжаю жить по прежнему расписанию: встаю полшестого утра, записываю все предстоящие дела в записную книжку. Не сделала что-то - переношу этот пункт на следующий день».

ТЯЖЕЛО РАССТАВАТЬСЯ С ДЕТЬМИ
Об учительской работе Людмила Павловна говорит просто: «Сорок с лишним лет пролетело, а я и не заметила. Все эти годы на работу как на крыльях летала, настолько мне было в школе интересно. В отпуск в июне выходишь, сил ни на что нет, первую неделю дома просто спишь и всё, делать ничего не можешь. А буквально через неделю и до самого 1-го сентября начинаешь видеть во сне детей, уроки, школу… Для меня самым грустным днем было 25 мая - последний звонок, день, когда выпускники уходят из школы. Знаете, насколько это тяжело, вырывать их из сердца, когда они в нём очень прочно поселились. Внутри такая пустота, такая тоска - не описать словами. И эту пустоту надо снова чем-то заполнять.
Точно так же мне было тяжело отпускать из дома своих детей. Когда моя старшая дочь Ирина в шестнадцать лет поступила в университет и уехала учиться в Киров, я ревела навзрыд. Долгое время не могла привыкнуть к тому, что у неё началась самостоятельная жизнь.
Младший сын Дима учился в выпускном классе, я была его классным руководителем, и вместе с ребятами мы готовились к 9-му Мая. Я прочитала начало стихотворения «Я сына родила не для войны…» и разрыдалась. Коллеги были в шоке, никто из них ни разу в жизни не видел меня плачущей. Это было необъяснимое чувство - понимаешь, что и сын скоро уедет из дома, но сделать с этим ничего не можешь – такова жизнь. На тот момент я чувствовала себя сиротой, в душе было пусто, а в сердце невыносимо больно.
К счастью, у моих детей всё в жизни сложилось, и я за них спокойна. Они уже давно живут вдали от меня (дочь - в Ереване, сын - в Санкт-Петербурге), но я до сих пор чувствую их на расстоянии, например, если кто-нибудь из них заболел, у меня начинает щемить сердце. Дочка до сих пор говорит, что, приезжая ко мне в гости, чувствует полную защищенность, дома она по-прежнему ребёнок».

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК, КАК И МАТЕМАТИКА, УМ В ПОРЯДОК ПРИВОДИТ
Почти все годы работы в школе Л.П. Слобожанинова преподавала немецкий язык, к французскому вернулась лишь в конце своей педагогической карьеры, когда в школах страны обязательным предметом ввели второй иностранный язык. «С первых дней столкнулась с проблемой - нет ни методических пособий, ни дидактических материалов, ни учебников, и… всего один час в неделю! – рассказывает педагог. - Я сидела ночами напролёт и не знала, где что взять, чтобы нормально подготовиться к урокам. Всю информацию брала из интернета, перелопатила кучу сайтов. Зачем и кому это всё было нужно, непонятно, но одно знаю точно - у детей не осталось практически никаких знаний по французскому языку.
Немецкий язык - это предмет, который приводит в порядок мысли, в нём все логично и строго, порядок, как в математике. Если ты сразу уловил его суть, понял алгоритм действий, то проблем с изучением не будет.
За годы работы в школе у меня было много детей, которым хорошо давался этот предмет, но некоторые из них на всю жизнь врезались в память. Помню мальчика из поселка Бечева Колю Гусева. Умнейший парень! Пересказ текста - пять минут, и он готов! Изложение – то же самое. Сочинение – а что тут сложного? Светлая голова была у этого ученика, к сожалению, я не знаю, как сложилась его дальнейшая судьба. Ещё запомнилась девочка, которую кроме как фанаткой немецкого языка никак не назовёшь. Ей ничего не надо было объяснять, лишь бесконечно давать задания, которые она быстро выполняла и просила новые».

УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРИМЕРОМ ВО ВСЕМ
«Каждому учителю нужно сделать так, чтобы ребёнок видел в нём не только учителя, а в первую очередь человека, ведь своим поведением, обликом, отношением к ребёнку мы формируем его личность, - говорит Людмила Павловна. - Бесспорно, любой предмет важен в изучении, но это не самоцель - школьные предметы когда-то закончатся, а нам жить среди тех, кого мы выпустим из школы.
Для меня неважно, хороший ученик или плохой - опыт показывает, что хорошие ученики далеко не всегда вырастают хорошими людьми, точно так же, как плохие ученики- плохими людьми. Часто бывает, что ребёнок растёт в неблагополучной семье, где никто особо не занимается его воспитанием, и только поэтому учится плохо. Учитель должен давать ученику образец отношения человека к человеку, и если ребёнок видит, что к нему относятся по-доброму, то это тепло он понесёт с собой по жизни. Деятельность учителя многогранна, она не ограничивается только уроком. Ребёнка надо уметь слушать и слышать, чтобы он мог подойти к тебе с любой проблемой и при этом знал, что ты не оттолкнёшь его, что весь разговор останется строго между вами.
Раньше учителям работалось в разы сложнее, чем сейчас, – не было множительной техники, источником информации были только книги и журналы, все пособия надо было делать самому, поэтому и времени на подготовку к урокам тратилось намного больше. Сейчас у педагогов есть всё – интернет, возможность пользоваться альтернативными учебниками, множество пособий, лекций, материалов. И вот в последние годы, несмотря на то что все эти возможности появились и в моей учительской деятельности, работать мне стало уже не так интересно - нагрузка была маленькой, в школе оставалось несколько учеников, и я решила уйти на заслуженный отдых. Жалею ли я об этом? Нет! Я посвятила свою жизнь лучшей в мире работе и всегда была влюблена в свой предмет».
Наталья МОЧАЛОВА.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить