Календарь событий
Август 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Календарь благоприятных и неблагоприятных дней
Август 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

О школе, о работе, о себе...

( 3 Голосов )
Рейтинг пользователей: / 3

Маргарита Сергеевна Олюнина - директор маленькой сельской Заборской школы, в которой учится двенадцать школьников и работает восемь учителей, и которая переживает сегодня не самые лучшие времена. Наш разговор с Маргаритой Сергеевной состоялся в ее кабинете, она откровенно рассказала о себе, об учительской и директорской работе, о том, чем живет сегодня школа.

- Маргарита Сергеевна, расскажите о том, как Вы стали педагогом…
- Я родилась и училась здесь, а 11-й класс заканчивала в Даровском. Потом получила специальность учителя русского языка и литературы в Орловском педучилище и в 2001 году вернулась в свою деревню, позднее закончила ВГГУ. Работать начала в родной школе - тогда здесь училось 72 ученика, были классы с количеством учащихся от шести до четырнадцати человек.
- Начинать работать было трудно?
- Пожалуй, особых сложностей не было, мне очень помогали старшие учителя - наставники. Я вела уроки русского языка и литературы у ребят 7-9-х классов и сейчас мне кажется, что была уж слишком строга с ними, наверное, хотелось завоевать авторитет (смеется). Общественная жизнь школы в те годы была намного активнее, её организацией занималась вожатая, да и учеников было больше. Навсегда запомнились дни самоуправления, которые ученики проводили к Дню учителя. Ребята сами вели уроки, а мы, учителя, даже были отдельным классом. Это было действительно интересно и детям, и нам, педагогам, так как позволяло взглянуть на себя со стороны.
- А как Вы стали директором?
- Директором меня назначили в июне 2010 года, на момент назначения мне исполнилось 28 лет. Школа тогда переживала не самые лучшие времена - не было лицензии, аккредитации образовательной деятельности, стоял вопрос о закрытии школы. В должность я вступила, пожалуй, еще до конца не осознавая, куда «вляпалась». 30 июня прошло мое назначение, а 2 июля школу посетил инспектор пожнадзора О.В. Медведев. У меня был такой шок, я так его испугалась! Это сейчас я научилась понимать, что у каждого своя работа, а тогда….
К моменту приезда О.В. Медведева у школы уже была куча предписаний, в итоге её опечатали, и летом 2010 года начался большой ремонт. Директорство у меня получилось с перерывом - 2010-й год я отработала, а в сентябре 2011-го ушла в декрет. На мое место вернулась прежний директор С.Ю. Акулинкина - уже она получала лицензию на образовательную деятельность и аккредитацию на начальную школу. Сейчас у Заборской школы с документами все в порядке - мы получили аккредитацию на основное образование и наконец-то имеем право выдавать аттестаты! Меня это очень радует, ведь это наши аттестаты, а не Даровской средней школы! С 2008 года мы не имели права их выдавать, выпускники получали их в Даровской средней школе - учились здесь, а в конце мая на период экзаменов мы переводили их туда.
- Как Вы чувствуете себя в роли директора?
- Сейчас многое в своей работе воспринимаю более философски - все трудности все равно когда-нибудь преодолеются, просто на все нужно время! Я очень благодарна своему коллективу, между нами полное доверие, а это самое главное. Работать директором, конечно, сложно, но интересно! Нравится то, что приходится постоянно изучать что-то новое - законы, новые программы - не стоишь на месте, а всё время идешь вперед!
- Какие сложности сегодня испытывает Заборская школа?
- Сложности в том, что у нас нет ни завучей по воспитательной и методической работе, ни вожатой. Все праздники и спортивные мероприятия - на плечах классных руководителей. Сегодня база школы полностью обновлена - у нас есть спортинвентарь, мебель для учеников, аудиторные доски, интерактивная доска, ноутбук для каждого ученика, Интернет... Но в деревне мало детей, и это самая главная проблема! Было бы их больше, проблем было бы намного меньше! В 2010 году, когда я заступила в должность директора, в школе училось 23 человека, сейчас - вдвое меньше. В следующем учебном году количество учеников у нас сохранится - двое выпускников уйдут и двое малышей придут в 1-й класс.
Очень жаль, что все периферийные школы потихонечку умирают. Жаль родителей, которые потом будут вынуждены куда-то ехать, чтобы их дети получили школьное образование. Даже пятиклассника отправить в интернат для родителей очень проблематично, а что говорить о малышах... Я сама два года жила в интернате и прекрасно знаю, каково это. Мне очень жаль учителей, ведь далеко не все из них пенсионного возраста, многим еще работать и работать… Из-за всего этого у меня очень болит душа. Далеко идущие прогнозы мы не делаем, но внутренне мы с коллегами уже готовы к тому, что не сегодня-завтра школы не будет, останется только начальная. Знаем, что следующий год еще поработаем, и очень рады этому!
- Трудно ли быть учителем, и нравится ли Вам Ваша профессия?
- Работать учителем мне очень интересно, и я хочу остаться им на всю жизнь. Несмотря на то, что занимаюсь теперь директорской работой, я продолжаю вести уроки русского языка и литературы в 7-9 классах. Признаюсь, что времени на подготовку к урокам мне катастрофически не хватает, но я считаю, что учитель должен всегда быть готов к уроку, независимо от того, два или тридцать человек у него в классе.
Дети меня научили терпению, и, как бы громко это ни звучало, жизненной мудрости. Каждый ребенок - это личность, и все они разные, к каждому нужен свой подход. Любой успех ребенка меня радует. Иногда думаю, что, может быть, все же для учеников не так и плохо, когда их мало в классе, потому что учитель все время около них, уделяет им много времени, и в результате каждый ребенок находится на постоянном контроле.
- Маргарита Сергеевна, если бы Вы не стали учителем, то кем бы стали?
- Мне однажды на выпускном вечере выпускник задал такой же вопрос. Тогда я впервые об этом задумалась и поняла, что вообще не вижу себя в какой-то другой сфере и не знаю, будет ли мне интересно что-то другое. Педагогика - это моё! Все мы, и учителя, и ученики школы, как одна большая семья. И я, и мои коллеги считаем детей, которые у нас учатся, нашими общими детьми.
Работа в школе подразумевает постоянное обучение в течение всей жизни. Помню, когда начала учиться на водителя, дочка, которой тогда было два с половиной года, спросила меня: «Мама, а ты всю жизнь будешь учиться?» И сейчас я понимаю, что да, я действительно буду учиться всю жизнь, потому что мне это интересно, а учеба и знания дают стимул развиваться дальше.
- Расскажите о своей семье…
- Я замужем, муж у меня строитель, часто находится в разъездах. У нас две дочки, старшая в этом году пойдет в первый класс, младшей - два с половиной года. Здесь же, в деревне, живут мои родители. И от мужа, и от родителей я получаю большую моральную поддержку, они с пониманием относятся к моей работе, во всем помогают.
- А в Даровской переехать не хотите?
- Пока нет, внутренне к переезду я еще не готова. У нас с мужем здесь большой новый дом, построенный своими руками. Все здесь мое, родное, и мне жаль с этим расставаться. В душе я понимаю, что школа доживает последние годы, и когда-то нам всё равно придется отсюда уехать. От этой мысли тяжело и грустно на душе… Была бы работа - никуда бы не поехала, потому что я деревенский житель, люблю тихую, спокойную, размеренную жизнь.
- О чем Вы мечтаете?
- Я вообще человек постоянно мечтающий. Недавно мечтала о том, чтобы мои девятиклассники хорошо сдали экзамены, сейчас мечтаю о поездке на море, а осенью - о том, чтобы старшая дочка легко адаптировалась к школьной жизни и хорошо училась.
Наталья ВОХМЯНИНА.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить