Календарь событий
Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4
Календарь благоприятных и неблагоприятных дней
Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4

Растёт сама и помогает расти детям

( 1 Голос )
Рейтинг пользователей: / 1

Творческое начало в разных людях проявляется по-разному. Одни фонтанируют идеями, но не доводят начатое дело до конца, другие, загоревшись, всегда стараются воплотить свою идею в жизнь. В Татьяне Леонидовне Мочаловой уровень организованности и творческое начало очень органично сосуществуют. Ей интересно всё новое, идеи к ней приходят легко, и она реализует свои задумки не спонтанно и бегом, а с «чувством, с толком, с расстановкой».


Больше 30 лет работает Татьяна Леонидовна учителем биологии, географии и химии в основной школе села Верховонданка. Родилась она в деревне Большие Воронята Александровского сельского совета. В детстве девочка очень любила играть в школу, причем всегда выступала в роли учительницы. Сейчас, вспоминая те времена, Татьяна Леонидовна удивляется, что малыши не просто приходили к ней, но и послушно сидели, выполняли все задания, а она учила их читать и считать, мелом писала на доске буквы и цифры, даже вела журнал.

По словам Татьяны Леонидовны, в Александровской средней школе учителя у нее были очень хорошие. Свою первую учительницу Лидию Антоновну Зяблых она просто безумно любила, а Валентина Вячеславовна Предеина стала для нее эталоном учителя, на нее она держала равнение всю свою жизнь. Валентина Вячеславовна преподавала русский язык и литературу, и, когда она говорила, весь класс слушал, затаив дыхание. Она приучала ребят работать так, что, когда уезжала в больницу, старшеклассники занимались самостоятельно.

1979 год стал для Татьяны Леонидовны годом окончания школы и вступления в сводный отряд животноводов. В старших классах девушка вела кружок по подготовке к вступлению в комсомол, разбирала с ребятами положения Устава, рассказывала о подвигах героев-комсомольцев и, наверное, это тоже сыграло свою роль - вместе с подругой Валей Кошкаревой они откликнулись на призыв, записались в СКМОЖ и поехали на работу в Верховонданку, в совхоз «Мальцевский. Татьяна Леонидовна говорит, что никогда об этом не жалела.
Два года на ферме были для нее тяжелыми, но интересными. Она не только научилась доить и кормить коров, но и окунулась в активную общественную жизнь. В общежитии для ребят были созданы комфортные бытовые условия. Девчонки после работы бежали в сельский клуб, где играл вокально-инструментальный ансамбль и пел Михаил Зимин. А ещё были слёты, встречи с интересными людьми, поездка в Болгарию. Работая в сводном, девушки пришли в Верховонданскую восьмилетнюю школу и изъявили желание стать вожатыми.

Позднее Татьяна Леонидовна устроилась на работу воспитателем в коррекционную школу-интернат. Сначала у нее были девятиклассники, мальчишкам было по 17 лет, а ей 19, но она нашла с ними общий язык. А потом из детдома привезли первоклассников, и всю свою душу и сердце Татьяна Леонидовна стала отдавать им. Они очень полюбили своего воспитателя, некоторые из них приезжали к ней в гости уже тогда, когда закончили школу.

«В сводный я шла на два года, желания оставаться на ферме на всю жизнь не было, - рассказывает она. - Когда закончился первый год, мы с Валей поехали поступать в пединститут на заочное отделение. Учиться было интересно. Преподаватели говорили, что с нами легко работать, потому что мы знаем, что нам надо. На заочном отделении учились и учителя-стажисты, они делились с нами опытом, своими наработками».

В 1985 году в Верховонданской восьмилетней школе освободилось место учителя биологии, и Татьяна Леонидовна перешла туда. После коррекционной школы, где она была для малышей мамой-воспитателем, ей надо было перестроиться на другое - стать хорошим учителем-предметником. В 1986 году она закончила институт и с головой окунулась в школьные будни.
«Биологию я очень люблю, - говорит учительница, - всё ложится на душу, всё вокруг мой предмет. Для меня всегда было главным - заинтересовать детей. У нас был создан «Зеленый патруль», мы с ребятами расчищали русло реки, ходили наблюдать за птицами, за животными. В конце 80-х получили распространение творческие уроки, уроки-путешествия, уроки-суды. Мне очень нравилось готовить их вместе с ребятами».

С благодарностью вспоминает Татьяна Леонидовна руководителя РМО учителей биологии Любовь Леонидовну Куимову, которая приезжала к ней на уроки, помогала, подсказывала. В районе было немало школ, сильных учителей, у которых тогда многому можно было научиться.
Позднее Т.Л. Мочалова сама стала руководителем районного объединения учителей биологии. Это очень помогло ей ощутить уверенность в себе. Готовясь к заседаниям РМО, она перелопачивала горы литературы, добывая новые знания не только по предмету, но и по методике ведения уроков. Быть всё время в тонусе заставляли и изменения в программах, школьных учебниках. Посещая как руководитель районного методобъединения уроки кировских педагогов, Татьяна Леонидовна всё больше убеждалась, что ее уроки в сельской школе ничуть не ниже по уровню, чем в городской, и дети в гимназии учатся такие же, как у них. Ещё одним шагом в ее становлении стала победа в районном конкурсе «Учитель года». Когда в Котельниче в финале зонального конкурса «Учитель года» ей была вручена награда в номинации «За профессионализм и творчество», она поняла, что годы работы прошли не зря, выбор был сделан правильный.

Больше всего учительнице нравится преподавать биологию в 5-6 классах, где закладываются основы предмета. Ее радует, когда дети после урока бегут к компьютеру, чтобы узнать ещё что-нибудь дополнительно. А огорчает учительницу то, что на биологию в 5-6 классах отводится только один урок в неделю, за это время можно дать только базовые знания, а времени на отработку и закрепление материала не остается.

Учительница считает, что усидчивость и трудолюбие для учеников - основа глубокого усвоения знаний. А когда есть знания, есть система, тогда и логика будет срабатывать. Татьяна Леонидовна заметила, что у сегодняшних детей хуже работает воображение. Обилие готового материала (посмотри в Интернете и сделай так же) отучает детей фантазировать, придумывать что-то новое, своё. Педагог хранит и показывает детям необычные, оригинальные творческие работы бывших учеников, которые вызывают восхищение и у сегодняшних.

По словам Т.Л. Мочаловой, профессионально расти ей очень помогают коллеги. Коллектив в школе творческий, учителя поддерживают друг друга, делятся наработками. Самой Татьяне Леонидовне нравится осваивать что-то новое, она одна из первых в школе поехала на курсы по экологии, по проектной деятельности, по информационной грамотности.

Татьяна Леонидовна всегда идет в ногу со временем и помогает коллегам по любым вопросам. А ещё, по словам директора школы О.М. Чельниковой, она очень сильный классный руководитель. Учительница лепит из ребенка личность, умеет по-доброму поправить и направить, старается «выскрести грязь, с которой он порой приходит в школу».
Ольга АМОСОВА.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить