<
| Март 2023 | >
|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
27 | 28 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 |
<
| Март 2023 | >
|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
27 | 28 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 |
№52 28.04.2015
Совсем недавно Татьяна Геннадьевна Соколова отметила свой юбилейный день рождения, но выходить на заслуженный отдых и бросать любимую работу у неё пока нет никакого желания. 35 лет она работает учителем начальных классов, 27 из них - в школах п. Даровской. О выборе профессии, о работе, о детях, о жизни и был наш с ней разговор.
- Татьяна Геннадьевна, почему Вы выбрали именно педагогику?
- Главную роль в этом сыграла моя первая учительница. У нас была красивая «сталинская» школа с широкими коридорами, большими окнами, монументальными лестницами, по перилам которых мы очень любили кататься, за что нас сильно ругали, и замечательная учительница Е.Л. Якунина. Я пришла домой из школы и сказала, что буду, как Екатерина Лаврентьевна. И стала - сестру Иринку учила, её подружек… Я была из простой семьи: папа - рабочий, мама работала нянечкой в дет-ском саду, потом санитаркой в больнице, семья была самая обыкновенная. Жили мы в Челябинске. После окончания школы поступила в челябинское педучилище им. А.С. Макаренко, после его окончания работала в базовой школе от педучилища. Институт, правда, не закончила. Вышла замуж, родились сыновья, в институт надо было ездить в Магнитогорск, детей оставлять не на кого, поэтому учёбу пришлось бросить. Наверное, поэтому всех сыновей заставила получить высшее образование.
- А как оказались в Даровском?
- Саня (средний сын) начал болеть. Челябинск - это Урал, далеко не самый экологически благополучный район, врачи посоветовали сменить климат. Мы думали про Свердловск, Воронеж, а приехали в Даровской - здесь жили мамины сестры.
- А можете вспомнить какой-нибудь случай из Вашей школьной жизни?
- Я помню случай, за который мне до сих пор стыдно. За партой со мной сидел мальчик Ваня Почуев, учился он слабо, но у него была очень красивая ручка. Мы тогда писали чернильными ручками, которые не макали в чернильницу, а наполняли чернилами. Я долго на его ручку смотрела, а потом попросила: «Вань, дай твоей ручкой пописать, а я тебе на контрольной списать дам!» Он на меня так поглядел, что мне стало стыдно. И до сих пор стыдно. Тогда я поняла, что нельзя спекулировать своими знаниями. В старших классах я всегда давала своим одноклассникам списывать без всяких условий.
- А помните свою первую школьную любовь?
- Да, это было в 8 классе, раньше ведь мы поздно влюблялись. Мальчик был очень красивый и симпатизировал он другой девочке. В школьной стенгазете поместили фотографию его с этой девочкой и подпись «Первая любовь». Я тогда долго ревела, а потом соперницу с фотографии отрезала… Вот такое горе у меня было в 14 лет.
- А сейчас в каком возрасте дети влюбляются?
- Уже в первом классе есть симпатии и антипатии. Порой даже не поймешь, мальчик не встает в пару с девочкой из-за того, что она ему не нравится или наоборот - очень нравится. Раньше такого не было, а в последнее время стало ярко проявляться.
- Какие ещё отличительные особенности есть у сегодняшних детей?
- Сейчас дети физически выглядят взрослыми, но морально и социально они совершенно дезадаптированы. Если у ребенка возникает потребность, ему надо её удовлетворить немедленно, большинство детей просто не знает слова «потерпи». Звонок, забегает ребенок в класс и сразу тянет руку: «Я хочу пить!» Его не волнует ничье мнение, не волнует, что начинается контрольная, он будет повторять «Я хочу пить!» до тех пор, пока не доберется до воды. У сегодняшних детей «я хочу» на первом месте, «надо» - редкое понятие, а слово «должен» просто ушло из лексикона.
- Основные принципы, которые для Вас являются основополагающими в работе?
- Уважай личность ребенка, принимай его таким, какой он есть, а потом уже делай из него то, что получится…
- И получается?
- В основном, да. Конечно, бывало, и на второй год оставляла, и на комиссию отправляла. Но я считаю, что «биться» надо за каждого ребенка. И бороться за детей порой приходится даже с родителями, доказывать, что их ребенок хороший, что Бог дал им счастье материнства и этот подарок надо ценить.
- Есть ли у Вас любимый фильм, книга?
- «Весна на Заречной улице» и учительница Татьяна Сергеевна. Когда я смотрела этот фильм, то представляла себя на ее месте. Я даже подстриглась под Татьяну Сергеевну, она мне казалась самой красивой, самой умной, самой лучшей учительницей. Раньше фильмы были воспитывающие, человечные.
- Назовите главную черту Вашего характера?
- Положительную или отрицательную?
- Тогда обе!
- Положительная, наверное, доброта, незлопамятность, я абсолютно не помню зла. А из отрицательных… Я порой много говорю, повторяю одно и то же, даже мои мальчики меня останавливают: «Мам, мы же не из коррекционного класса, не надо нам повторять 10 раз!»
- Какое у Вас любимое занятие в свободное время?
- Всё свободное время у меня уходит на то, чтобы сделать что-то для школы, для уроков: наглядные пособия склеить, поделку смастерить. Дома могу начать копаться в бумагах, искать что-то конкретное, разложить около себя папки, конспекты, а потом открыть какую-нибудь книгу и «уйти» в нее. Это нельзя назвать чтением, это именно уход, погружение. Частенько то, что искала, уже отходит на второй план. Раньше так частенько погружалась, сейчас иногда в выходной внучка приходит, с ней нельзя в бумаги погружаться, она может очень сильно «помочь».
- Что Вы цените в детях и родителях?
- В родителях - ответственность за детей. Это не то, что накормил, напоил и в красный угол посадил, детей надо морально и интеллектуально развивать. В этом плане мне очень нравится моя сноха. Она в каких-то вещах мудрее меня, умеет требовать с внучки, и ребенок безболезненно приучается к чему надо.
А в детях я ценю детскость. Ребенок должен быть ребенком без взрослых «заморочек», он сам должен пройти свой детский путь, спотыкаясь, ошибаясь, делая выводы из своих ошибок, чтобы повзрослеть. Не надо раньше времени вкладывать в него взрослые амбиции, надо помогать ему развиваться и объяснять, учить, рассказывать, вовлекать в деятельность…
- Наказывали ли Вы своих детей?
- Своих - наказывала. По одному разу выдрала всех вицей. Ребенок должен знать физическую боль, чтобы не причинять её другому. Я не за физические наказания, но пока отрицательного опыта ребенок не получит, его у него нет. Конечно, это лично моя позиция, но наказывать приходилось, тем более, что у нас росли парни.
- Ваше самое большое достижение?
- Это мои родные дети, это трое моих мальчиков. Когда они все приходят и приезжают домой и мы сидим на кухне, это бывает так здорово. У них свои, мужские, разговоры, в которые я не вмешиваюсь, мне просто приятно на них смотреть.
- А рабочее достижение?
- Эти достижения бывают каждый день. Например, когда самый слабый ученик, который всегда молчал, вдруг начинает отвечать, это такое важное достижение! Когда ребенок не понимал и до него дошло, это тоже достижение…
- Какие уроки Вам больше нравится вести?
- По молодости я любила вести математику, эти уроки более зрелищные, дети отвечают быстро. А вот сейчас мне больше нравятся уроки русского языка. На каждый урок я готовлю новое слово и обязательно нахожу минуточку, чтобы с ним поработать, например, «мираж». Объясняю значение слова, его применение. Всегда бывает приятно, когда у ребят вспыхивают глаза, они сами приходят к пониманию того, что я хотела им объяснить. Словами надо наполнять душу. У нас ведь в основном бытовая речь, а детей надо развивать. Приходится выкраивать время. Вот делаем мы графический диктант, получился цветок в вазе, а рядом пишем названия цветов, ищем среди них слова, имеющие несколько значений (роза, лилия), название, в котором соединилось 2 имени (ромашка - Рома и Машка) и т.д. Эти 3-5 минут на уроке очень важны для развития ребенка, для обогащения его словарного запаса.
- Для Вас важнее ребенка ругать или хвалить?
- Важнее - хвалить, но без ругани, к сожалению, тоже не обходится. Обычно ругаю за безответственность. Сложить вещи в портфель – это обязанность, которую ребенок должен выполнять и в школе, и дома. Порой можно услышать: «А мне мама не положила». А кто учится, ты или мама? Ругать за неумение - это я не научила, за непонимание - сколько Бог в голову положил, настолько ребенок и может, а вот ответственное отношение к делу нужно воспитывать!
- Есть ли ученики, которых Вы помните?
- Самые сложные дети у меня помнятся дольше. Помню, я ещё работала в Челябинске, был у меня Валера Степаненко. Мать пила и погибла, а мальчика прямо из класса забрали в интернат. Ревели мы тогда всем классом. Однажды мне родительница высказала претензию, что я больше внимания уделяю ребенку, у которого мать - алкоголичка, чем ее умному мальчику. Я тогда ответила: «Вы можете своему ребенку помочь и дать всё, а этому никто ничего не даст, он любовь и внимание только в школе и может получить, как я могу лишить его даже этой малости?»
- От чего Вы больше всего устаёте?
- От зависти и глупости люд-ской. Когда люди начинают друг другу кости мыть, это настолько физически утомляет. Сейчас люди порой завидуют даже тому, что у соседа лампочка ярче светит, причем чаще всего завидуют те, кто Богом не обижен, кто живет в достатке. Поселок у нас - это большая деревня, все всех знают, а когда начинают вспоминать родню до седьмого колена, все грехи и огрехи, то просто страшно становится. Так и хочется спросить: “Люди, вам что, больше заняться нечем?”
- Чего Вам не хватает для полного счастья?
- Чуть-чуть бы здоровья, и всё было бы хорошо.
- А съездить куда-нибудь хочется?
- Очень хочу съездить в Питер. С мужем думали, что вырастут дети, поедем вместе. Андрей ездил туда на экскурсию с Верой Ивановной Перминовой, а у меня мечта так и осталась мечтой. Я сейчас даже боюсь ехать, хожу медленно, группу на экскурсии буду задерживать. Ещё хочется съездить на море. Мальчишки съездили, я за них рада. Меня успокаивает то, что цель есть, значит, надо дальше жить.
- За что бы Вы себя похвалили?
- Наверное, за то, что работаю в школе уже 35 лет и уходить отсюда не хочется.
Беседовала Ольга АММОСОВА.