Календарь событий
Октябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Календарь благоприятных и неблагоприятных дней
Октябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА НА ВЯТКЕ

Рейтинг пользователей: / 0

В настоящее время жизнь стремительно меняется, восстанавливаются разрушенные храмы и монастыри, возводятся новые соборы и часовни, открываются духовные семинарии и училища, воскресные школы. С возрождением церковной жизни идёт процесс возрождения и сословия казачества, так как оно всегда было связано с православием. Часто возникает спор и встаёт вопрос: «Было ли вообще казачество на Вятской земле?» Чтобы разрешить данный вопрос пришлось поднять большой пласт архивного материала и доказать, что казачество на Вятке было наравне с Доном.

 

Казак

В трудные минуты нашествия врагов всегда находились силы, которые защищали наше Отечество. Во все времена одной из таких сил было казачество. Архивные материалы доказывают, что история казачества уходит в глубины тысячелетий. Близ Каспия в древние времена проживали племена саков, массагетов, ясов, касогов, торков… Летописи именовали этих удалых конников-наездников черкасами или же казаками. Слово «казак» имеет несколько значений и переводится как «вольный человек», «скитаться», «бродить», «смелый», «зверь, отлучившийся из стада», «холостой». Все значения сходны между собой и имеют общую семантику - «свободный независимый человек». Казаки испокон веков заселяли Дикое Поле: Дон, Днепр, Кубань, Волгу, Урал, Терек, жили общинами, а символом были слова: «Равенство и братство». Они верой и правдой служили Российской империи, за доблестную службу и храбрость получали награды, льготы, жалованные грамоты. На их стягах было написано: «Царю Московскому послужить и за Дом Пресвятой Богородицы постоять». Казачьи общины располагались на окраинах в пограничных зонах, поэтому и появилась поговорка: «Граница породила казачество, казаки породили Россию». Они отстояли для России весь юг, покорили Сибирь, и везде мы видим одну общую идею, единый общинно-казацкий строй, суровые нравы, мощный дух свободы во славу предков и в назидание грядущему и гордому потомству.

Казаки на Вятке

Вятский край не относится к традиционным казачьим землям, но и здесь были их поселения: Карино, Гарье, Романово, Есауловы, Истомино, Кашино, Казаковы, Кошково, Исуповы. Лаврентьевская летопись сообщает, что значительный приток казаков на Вятку был замечен после утверждения на Волге господства Золотой Орды. Казаки с Дона были вынуждены уходить на север. Так появились казаки-«северюки», которые в конце ХIV века упоминаются в Московской летописи: «В северных окрестностях казаки находили себе добычу в татарских улусах. Особенно много их осело по рекам Вятке и Оке, по Каме и Двине до самых Соловецких островов. В Архангельской, Вятской, Костромской и Вологодских землях по родовому происхождению четвёртая часть населения были казаками».

Осев на Вятке, они принесли с собой особый дух вольницы: «Природные наездники, неутомимые в ратном деле, упрямые, свободолюбивые, живут по своим законам, все важные дела и спорные вопросы решают на общем сходе - Круге. Ватаманы выборные и могут быть заменены по решению схода». Освоив суровый Вятский край, устроив свои поселения-займища, распахав новые земли, казаки исправно несли сторожевую службу, собирали ясак (дань), давая государственной казне прибыток, проложили новые торговые маршруты, обратили в христианство всё коренное население.

Защитники Отечества

Немало хлопот доставляло Вятской земле соседнее Казанское ханство, чьи отряды были нередкими гостями. «В 1444 году вятские казаки, вооружённые саблями и копьями, вместе с московскими ратниками внезапно напали по глубокому снегу на лыжах на татарский отряд царевича Мустафы, зимовавший на Вятке, и истребили всех». Предпринимали вятчане набеги и на своих северных соседей, неоднократно разоряя города по рекам Юг и Северная Двина. Московский митрополит Геронтий в своём послании к жителям Хлынова писал: «Не творили бы набеги на другие народы, а по реке Вятке и Каме казачьи отряды и вольницы жили бы спокойно, а не свозили бы в Хлынов злато-серебро…». Вторая Софийская летопись повествует о знаменитом походе вятчан в 1471 году на столицу Золотой Орды - город Сарай-Берке под предводительством атаманов Константина Юрьева, Ивана Фёдорова, Игоря Голубева, Евсевия Великого, Афанасия Веригина, Игната Репина: «В лето 6979 идоша вятчане Камою на низ в Волгу на судех и шедшее взяза град царев на Волзе. Множество татар изсекоша, жены и их дети в полон поимаше и множеству полону вземше возвратишася…».

В 1489 году московское войско овладело Хлыновым и Кокшаровым, а вятских атаманов Аникеева, Богодатникова и Лазарева в оковах доставили в столицу и там казнили. Пришёл конец вятскому казачьему раздолью. Многие с семьями ушли в непроходимые леса Поветлужья, некоторые уплыли по Вятке на Волгу и Дон, другие отправились на Урал и в Сибирь, но немалая часть осталась на родине и устроилась на царскую службу. Летописи за 1578 год напоминают, что в составе Волжского войска находилась вятская сотня и вятские есаулы Иван Кольцо и Илейка Муромец. В сибирских походах вместе с первопроходцем и мореплавателем атаманом Енисейского войска Семёном Ивановичем Дежнёвым (1605-1673) участвовали его сподвижники Попов, Наседкин, Атласов, слободские и котельничские казаки.

Во время Отечественной войны 1812 года донской атаман Матвей Платов набрал для изгнания французов ополчение из 1700 вятских казаков под начальством войскового старшины Николая Перминова и есаулов Игната Мосяка и Никифора Рожкова.

На территории Вятской губернии казачьи заимки просуществовали до 1835 года, затем вятских казаков перевели в разряд государственных крестьян. Так, в биографии вятского казака с древними корнями Алексея Дмитриевича Чалова вместо слов «из казачьей семьи», писали «крестьянского происхождения».

Из мобилизационного плана за 1909 год в Вятской губернии числился ресурс иррегулярных казачьих войск: конный полк из 600 человек, 8 пеших пластунских команд - 808 человек, четыре отдельные казачьи сотни, 4 фельдшера, 4 ветеринара, 8 повозок на команду. Огромный приток казачества на Вятку из южных районов страны был отмечен в 1918-1928, 1933-1939, 1946-1949 годах, когда переселению в наш край подверглось 268000 человек из низовых станиц, потомки которых проживают на территории Кировской области и в настоящее время.

Возрождение казачества на Вятке

В 1990 году в Москве прошёл I Учредительный Большой Круг, на котором был образован Союз Казаков России, а в 1996 году появилось Главное управление казачьих войск при президенте РФ. 8 июля 1997 года в Киров съехались на Большой Круг казаки из 9 областей Приволжского региона, на котором был образован Штаб Кировского городского казачьего общества, выбран атаман, духовник.

Ныне Вятское казачество возглавляет атаман Виктор Николаевич Рябенко, духовно окормляет клирик Спасского собора иерей Сергий Окуловский, межъепархиальную коллегию Вятской митрополии по взаимодействию с казачеством возглавляет иерей Николай Бевз, настоятель Свято-Троицкой церкви посёлка Даровской.

В 2000 году в п. Порошино создан конно-казачий клуб «София», которым руководит непревзойдённый наездник и потомственный казак урядник Сергей Бисеров. В 2005 году создан народный ансамбль песни и танца «Казаки Вятки», который через свои выступления несёт жителям нашего края дух свободы и вековых русских традиций.

В июле 2018 года на базе-комплексе «Хлыновская застава» после общего молебна перед почитаемым образом «Спас в Силах» впервые прошли военно-полевые палаточные сборы Кировского городского казачьего общества, где казаков учили фланкировке на лошадях, обращению со всеми видами оружия, обучали приёмам боевого самбо и уникальной системе самообороны. В конце сборов были подведены итоги всей 3-дневной многоуровневой программы: первое место заняла сплочённая команда Даровского района, опередив казаков из Вятских Полян и областного центра.

Постепенно возрождаются традиции Вятского казачества, восстанавливается историческая справедливость. Все проводимые мероприятия помогают воссоздать среди подрастающего поколения наши русские корни, наш русский дух, наши русские ценности. Для одних - это ностальгия по далёкой вятской вольнице, для других - возвращение к своим историческим корням, для остальных - возрождение независимого духа и главных добродетелей: целомудрия и храбрости.

Анатолий АВДЕЕВ,

краевед, историк.