Календарь событий
Октябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Календарь благоприятных и неблагоприятных дней
Октябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

ИЗ ИСТОРИИ ЗАКОБРСКОГО ВВЕДЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

( 1 Голос )
Рейтинг пользователей: / 1

ИСТОРИЯ ПИШЕТСЯ СЕРДЦЕМ

История маленьких монастырей, как правило, остаётся за рамками научных исследований, потому что слишком мало источников, но в то же время их история самобытна и отличается от больших обителей. Одним из таких малобратственных монастырей, просуществовавшим всего 88 лет (1676-1764) является Закобрский Введенский мужской монастырь Макарьевского благочиния Котельничского уезда. Это была самая удалённая и труднодоступная из всех обителей на северо-западе Вятской губернии, которая «располагалась близ Моломы реки над Коброю речкою, а от града Хлынова в 105 верстах», - читаем в писцовой книге Афанасия Толочанова.

 

Вот уже более трёх лет я живу в архивах и собираю материал по истории Кобрского церковного прихода и не перестаю удивляться всем хитросплетениям истории этого небольшого Примоломского села: 3 часовни, 5 деревянных и один каменный храм, 7 храмозданных грамот, 7 Архиерейских повелений, столько же указов царя Петра I и Екатерины II, постановления вятских губернаторов и воевод-правителей, и все они касаются села Кобры (Нижнекобрского, Флоровского, Верхнекобрского). Пересмотрел документы, разложил их и вдруг озарение - ещё один церковный приход Даровского района Кировской области начал «оживать»: вот выстроилось в стройный ряд всё духовенство села Кобрского - 45 священников, диаконы, причетники, послушники, все 96 человек. Воскресли из небытия часовенки, храмы, вновь потекли целебные источники, заработали мельницы, ожили все 90 починков, в которых проживало в начале ХХ века более 8 тысяч крестьян. Когда же разложил по параграфам, по стопочкам весь собранный уникальный архивный материал, то сам собой развязался и крепкий узел всех исторических событий древнего села Кобрского. В этот момент я окончательно понял всю глубину выражения неизвестного поэта: «И кобра кольца вьёт».

ПУСТЫНЬКИ ПЕРВЫХ ИНОКОВ

Первое большое переселение верующих к берегам реки Моломы и её притоку Кобре произошло в 1324 году, когда московский князь Георгий Данилович силой принудил устюжских и двинских князей платить ему дань. И потянулся в Пушему Моломскую русский народ. Жестоко и многоболезненно было житие первопроходцев, но ни холод, ни голод, ни дикие звери, ни козни диавольские не поколебали их решимости. Первые кобрские починки - это ни деревня, ни село, это несколько десятков дворов, разбросанных друг от друга на расстоянии до 20 вёрст среди болотистой местности. Именно первые иноки срубили в Примоломье часовенку в честь святителя Николая Чудотворца в Нижней Паломице, Спасскую - среди Чемельских починков (с. Красное). Через пару лет спустился старец Гурий с послушниками на 45 вёрст вниз по Моломе, достиг устья реки Кобры и «срубил на вятском волоку, на пустоши часовенку-обыденку во имя Николая Можайского-покровителя странствующих и путешествующих, исполнив обет и в прославление Господа». Эта древняя дорога, которая соединяла чемельские и кобрские починки, называлась «Монастырской тропой». Проложенная по сухим гривам вдоль правого берега Моломы, она и поныне заслуживает восхищения. Так, благодаря труду первопроходцев, появились три небольшие монашеские пустыньки: в Нижней Паломице, Спасская Чемельская и Никольская Кобрская.

ОСНОВАНИЕ ЗАНОБРСКОГО МОНАСТЫРЯ

Закобрский Введенский монастырь был открыт в 1676 году с возведением на месте ветхой Никольской часовенки крупного деревянного храма. Церковь была срублена и освящена в том же году. При его освящении произошло первое чудо: во всё небо вспыхнула яркая радуга - необычайное явление для ноября месяца.

Следующей большой постройкой стала столбчатая колокольня, обнесённая срубом. Небольшие кельи иноков находились на почтительном расстоянии от церкви, вдоль монастырской ограды между стройными рядами высоких корабельных сосен. Они представляли собой небольшие срубы без клетей, сеней и чуланов, с одним окном, скамейкой, столом, маленькой печуркой и Красным углом «со святыми образами на восток». В 1677 году освятили второй придел Введенского храма в честь святителя Димитрия митрополита Ростовского чудотворца. С появлением православного храма на пересечении всех дорог «доброходы» - пешие и конные странники - стали иметь возможность помолиться, заказать требы, сделать пожертвования или же со всеми почестями навечно упокоиться на церковном кладбище.

По уставу Закобрская обитель была общежительная: одежду и пропитание иноки добывали и шили себе сами. Многое исполнялось по их усердным молитвам. В кратчайшие сроки они открыли пекарню, ввели общую трапезу для престарелых и бедных, в маленькой келье-чадовке открыли самую первую школу грамоты для крестьянских детей, первым учителем которой стал дьячок Ермиил, великий любитель пиитики (поэзии). Для хранения хлебных запасов послушники срубили за оградой амбар - «магазею», оборудовали скотный двор для содержания лошадей, коров, овец, свиней, коз, кур. Рядом со двором была поставлена просторная изба для проживания срочного годового скотника Симона Фомина, «сына кузнеца». За рекой, в удалении, появилась банька «по-чёрному». Великие труженики и молитвенники иноки привели в порядок дороги, расчистили от грязи овраги, укрепили склоны, оборудовали удобный съезд к реке Кобре, соорудили через неё в сторону села Окатьевского самый первый деревянный трёхпролётный мост на городнях (деревянных срубах), на речке Черёмуховке построили водяную мельницу-шумиху с двумя амбарами. И стали заниматься местные крестьяне со своими духовными вождями деланием глиняной посуды, крашением холстов, выгоном смолы, рыболовством, охотой, появились свои мастера-столяры, плотники, кузнецы, сапожники, мясники, пчеловоды... Прихожане с любовью стали называть Закобрский монастырь «Преименитой Лаврой».

ПРЕПОДОБНЫЙ ИГНАТИЙ

Согласно письменным источникам, первым настоятелем Введенской обители, с 1676 по 1684 гг., был преподобный Игнатий (Кожин), «испытавший многое в жизни» и прибывший из разорённых северных устюжских или же нижегородских земель. Игнатий был прост в общении, «смирен паче всех человек», без ханжеской претенциозности, большой постник и молитвенник. Умный, опытный, наблюдательный, образованный, он наперёд знал где, когда, кто и в каком починке родится, кому пришло время венчаться, кто скончавается. Он умело подобрал ревунов-певчих, пономарей, иеродиаконов, назначил начальника денежной казны-Авраамия, нашёл уставщика Мисаила, канонарха Иоанна, который сумел расставить всех певчих согласно «нотации и слуха». Вотчинные крестьяне по благословению игумена исполняли различные послушания: алтарника, чтеца, подкеларщика, житейного, будильщика, келейника, стояли на раздаче кваса, служили в поварне, вязали к неводам «мережи», изготавливали вёдра и ковши, чернили сукно, шили обувь (коты), даже для бывшего подъячего нашли «писчую работу». Достойные крестьяне после трёх лет послушаний принимали монашеский постриг со сменой имени. Так был пострижен крестьянин из Орловского уезда Давид, в миру Даниила Бехтеров (1644-1734). Его старший сын Прокопий также принял постриг в Закобрском монастыре, позднее он десять лет успешно управлял небольшой Раифской мужской обителью.

Сам преподобный Игнатий вёл строгую аскетическую жизнь, можно даже сказать, суровую. Богослужения длились до 7 часов, иноки клали ежедневно по 350 земных поклонов, «дабы воспитывать в себе кротость и смирение». Преподобный изнурял своё тело, наложив на него грубую власяницу и тяжёлые железные вериги, «переломленные в плечах», которые выковал ему мастер в монастырской кузнице, и которые старец носил под облачением незаметно для крестьян и иноков. Скончался преподобный в 1684 году в глубокой старости и был похоронен у восточной апсиды Введенского храма в том же самом гробу, который служил ему ложем на протяжении последних 17 лет. На могиле преподобного происходили многочисленные чудеса исцелений от «неизлечимых» болезней. Там день и ночь горела лампада. А «переломленные в плечах» вериги были главными святынями Кобрского прихода более двух веков.

РАСЦВЕТ ЗАКАБРСКОГО МОНАСТЫРЯ

Вотчинными деревнями Введенская обитель стала прирастать при игумене Авраамии (1684-1690): через жалованные грамоты, в качестве вкладов от частных лиц «на вечное поминовение души», иногда земля отходила обители при постриге в монашество их одинокого владельца. Увеличение численности крестьян было связано с миграцией из других волостей вятской епархии и из соседних северных губерний. Если в 1678 году, согласно переписных книг, монастырю принадлежало всего два крестьянских окатьевских двора, в 1695 году - 5 дворов, то в 1705 году числилось уже несколько сотен вотчинных дворов половников. Третий игумен Иоанн (1691-1697) приложил много сил для преукрашения обители, возвёл много хозяйственных построек, и «был в большом почитании у прихожан». Полностью Закобрский монастырь сформировался по всем церковным канонам в красивейший архитектурный ансамбль при настоятеле Никифоре (1698-1704). Именно при игумене Никифоре по храмозданной грамоте Преосвященного Дионосия (Ушакова) была возведена в 1701 году на территории обители вторая деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Церковь располагалась в западной части монастыря. Первым настоятелем Покровского храма был поставлен прибывший иеромонах из Куринского Архангельского монастыря Даниила (Бехтеров), который через четыре года стал игуменом всего Закобрского монастыря (1705-1710). Это был великий молитвенник и подвижник благочестия, образованный, дальновидный, с широким кругозором, который с большим усердием занимался чтением Священного Писания: «Ибо от сего происходит очищение сердца, озарение ума, в душу вселяется небесная благодать и тишина». Великий постник, он только по великим праздникам баловал себя «Христовым кушанием» - печёной рыбой, в остальные дни довольствовался водой и сухарями. В послушниках он больше всего ценил доброту и набожность, начитанность и грамотность, дар рассуждения.

Деятельность монастыря пришлась на непростое время активных реформ Петра I, «когда не только воеводы и стольники, но даже тактичные и сдержанные архиереи Русской Церкви временами теряли чувство равновесия». В 1703 году, с началом затяжной Северной войны, земли Введенской обители были реквизированы, в 1704 году «в пользу короны» отобрали рыбные угодья и мельницу, на вотчинных крестьян наложили дополнительные денежные сборы и натуральные повинности. С 1712 года на содержание обители стали направлять калек, инвалидов войны, детей-сирот. Штат её в то время состоял из 13 человек духовенства и 15 послушников из крестьян. Согласно указу «Духовного Регламента», в 1721 году его приписали к Иоанно-Предтеченскому в уездном городе Котельниче. Это было время краткого процветания Закобрского Введенского монастыря при игумене Акиндине (1717-1730), «родном брате думного дъяка». Уровень жизни подвижников Закобрской обители был невысокий, хлебных запасов на год не хватало, все церковные деньги уходили на государственные сборы, на оплату труда наёмным рабочим и на пошив облачения духовенству. Неокладные сборы с каждым годом увеличивались. Сенных покосов монастырь имел 400 копен, сено без остатка уходило на прокорм скоту, которого насчитывалось 130 единиц: 20 лошадей, 40 коров и быков, 60 овец и коз. Вотчины Закобрского монастыря с каждым годом прирастали окатьевскими и даровскими починками. Если по переписи хлыновского воеводы В. Толстого за 1719 год на пользу обители трудилось 270 крестьян, то к 1724 году их было уже около тысячи.

ЗАКРЫТИЕ ВВЕДЕНСКОЙ ОБИТЕЛИ

Царские указы с каждым годом ужесточались. В 1725 году было закрыто 15 вятских монастырей, в которых несли послушание 791 инок. Монахи один за другим покидали Закобрскую обитель, переводились в более крупные монастыри: Иоанно-Предтеченский в г. Котельниче, Спасский в Орлове, Соликамский Вознесенский, во вновь открытый Подгорный, что в нескольких верстах от града Хлынова. В новые обители были перевезены все храмозданные грамоты, повеления и указы Архиерейского дома, церковная утварь, ризы, богослужебные книги, иконы, некоторые колокола и вся монастырская казна. К сожалению, все эти святыни со временем были безвозвратно утеряны. В 1739 году пожар, «начавшийся неведомо от чего», уничтожил все «заоградные» хозяйственные постройки Закобрского монастыря, трудники сумели спасти только внутренние постройки и защитить церковь.

В 1752 году духовные власти поставили вопрос о закрытии Закобрского Введенского и Куринского Архангельского примоломских монастырей. Владыка Антоний (Илляшевич) утвердил такое решение и 23 июня 1752 года разослал указы о ликвидации обоих обителей. Некоторое время они ещё существовали «по течению», как приписные. Окончательно Закобрский мужской монастырь был упразднён в 1764 году указом императрицы Екатерины II по секуляризации церковных земель, как и другие 15 малобратственных обителей Вятской епархии. А так как Закоборская обитель имела в черте своих владений три храма, то в 1766 году на её территории было образовано три отдельных церковных прихода, а именно: Введенский Верхокобрский, Флоро-Лаврский Нижнекобрский и Покровский Кобрский. Приход обители по дополнительному Архиерейскому указу за 1805 год распустили, поселение, возникшее на его месте стали называть Верхокобрским селом, но и оно в 1810 году было упразднено. Так Введенский монастырь, который на протяжении 88 лет являлся духовным центром Даровской волости, всех Пужемо-Моломских поселений и церковных приходов, прекратил своё существование.

ДУХОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОБРСКОГО МОНАСТЫРЯ

Трудно переоценить духовное значение Введенского монастыря для современного Даровского района и для всей Вятской епархии в целом. Церковь здесь явилась во всей красе своего облачения. Именно иеромонах Закобрского монастыря Акиндин подал в 1717 году прошение в Вятскую духовную консисторию на возведение около речки Даровки деревянной церкви во имя святителя Модеста патриарха Иерусалимского, вокруг которой со временем образовался крупный районный центр - посёлок Даровской.

Анатолий АВДЕЕВ, церковнослужитель, краевед, историк.