Календарь событий
Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4
Календарь благоприятных и неблагоприятных дней
Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4

"Год театра" закончился. Театр продолжается.

Рейтинг пользователей: / 0

В номере за 29 марта 2019 года был опубликован материал «От драмкружка к народному театру», где описывалась история народного театра имени А.И. Пивоварова с 40-х до 70-х годов. Сегодня мы продолжаем рассказывать об истории развития самодеятельного театра в Даровском районе.

Начало следующего этапа развития театральных традиций в нашем районе связано с именем Людмилы Николаевны Истоминой, которая возглавила драматический кружок после Александра Ивановича Пивоварова. В 1968 и 1969 годах она поставила спектакли «Сильнее смерти» и «По седьмое включительно».

Вот что писал М. Осипов в газете «Слава труду»: «Спектакль «По седьмое включительно», трижды поставленный народным театром районного дома культуры (режиссер Л.Н. Истомина), - это интересная, умная комедия, написанная М. Крейндель и М. Смирновой. Она рассказывает о честных и принципиальных людях разоблачает карьеристов, тонко раскрывает отдельные стороны воспитания детей. Самодеятельным артистам в большинстве своем удалось передать духовный мир героев. Наиболее удачно, на наш взгляд, исполнили свои роли Г.А. Прокашев, А.В. Вопилова, В.И. Жолобова, Л.Ф. Демакова, А.М. Ржаницын, С. Береснева».

В 70-е годы, в период наиболее плодотворной деятельности народного театра, его режиссерами работали Г.А. Баданина, Г.А. Прокашев и Г.А. Попова. В труппе народного театра, а до него в драматическом кружке выросло немало одаренных исполнителей, таких как Б.А. Леонтьев, А.М. Киселева, Л.М. Истомина, В.П. Женихова, А.А. Рокина, С.А. Касьянов, В И. Громазин, И.С. Симкин, Н.Н. Бадретдинова, А.Г. Сивкова, И.Т. Мочалов, С.Т. Синцова, Ф.И Мамонова - перечислить всех активных и способных самодеятельных артистов не представляется возможным.

Весной 1971 года даровской зритель увидел любимых актеров в постановке по пьесе В. Любимовой «А жизни нет конца…» Сложная задача стояла перед артистами: показать психологию добра, рассказать о благородстве и справедливости, о борьбе за человека. Спектакль удался. Это, пожалуй, был один из самых крупных успехов коллектива за последние годы. Театр также ставил пьесы, раскрывающие духовное богатство внутреннего мира коммунистов и комсомольцев. На суд зрителей были представлены спектакли по пьесе М. Светлова «20 лет спустя», И. Луковского «Есть такая партия», Ю. Синельникова «Сильнее смерти» (1968-1969), Гансовского - «Люди этого часа» (1971), пьесы Н. Анкилова «Солдатская вдова» (1972-1973) и А. Островского «Без вины виноватые» (1974), И. Штока «Ленинградский проспект» (1975 год).

В 1974 году Галина Попова написала о своем драматическом коллективе: «Даровской народный театр существует уже десять лет. За эти годы им было поставлено немало хороших произведений советских авторов. Самодеятельные артисты театра - рабочие, врачи, учителя, школьники, пенсионеры. А такие, как Береснев, Осипов, Мамонова участвовали почти в каждом спектакле, поставленном на нашей сцене. Н+=аши самодеятельные артисты - это не только актеры, но и первые помощники режиссера и работников Дома культуры. С ними можно посоветоваться о выборе костюмов, реквизита. Они помогут найти и транспорт для выездного спектакля».

1976 год был закончен премьерой спектакля А. Коломийца «Фараоны». Спектакль прошел успешно как на даровской сцене, так и на сценах сельских домов культуры. Зрители остались довольны. И в этом большая заслуга самодеятельных актеров, которые не жалели сил и своего свободного времени для его подготовки. Следующей работой народного театра стала постановка спектакля «Соловьиная ночь» (1977 год, режиссер-постановщик Галина Попова).

В 80-е годы в районном Доме культуры прошла смена поколений самодеятельных артистов, выявились новые таланты. Даровских зрителей радовали своими постановками режиссеры Г.А. Попова, Н.Н. Смертин, Л.В. Шестоперова, но, к сожалению, в районной газете их постановки отмечены не были.

В 1988 году после окончания Кировского культпросветучилища в Даровской РЦКиД по распределению приехала Наталья Александровна Борисова. Она никого не знала в поселке, поэтому поначалу знакомилась с людьми, готовила различные мероприятия, в том числе и детские. Наталья Александровна создала детскую театральную студию «Угадай-ка», которую посещали девочки 8-10 лет. Они поставили много интересных спектаклей, один из которых «Волк и семеро козлят на новый лад» и детских новогодних представлений. Именно с той поры стало доброй традицией ставить театрализованное представление на новый год. К Дню смеха, 1 апреля, Наталья Александровна писала сценарий, готовила и проводила юморину - представление, состоящее из развлекательных юмористических сценок, музыкальных номеров. Юморина всегда собирала полный зрительный зал. Наталья Александровна активно сотрудничала с райкомом комсомола для которого провела и подготовила много мероприятий, в том числе «А ну-ка, девушки» и КВНы.

В 90-е годы остро встала тема отношения поколений, поэтому спектакль «Двери хлопают», который поставила Наталья Александровна был хорошо воспринят зрителями. Серьёзная тема о разладе в большой семье была представлена в комедийном жанре. Режиссер вспоминает, что перечитывая пьесу Фермо Мишеля, она увидела актеров, которые смогут сыграть роли в спектакле. Небольшое сомнение вызывало то, что в пьесе было три действия и много диалоговых сцен. Но всё же она решила попробовать, набрала разновозрастных самодеятельных артистов и начала репетиции. Некоторые сцены проходили за обеденным столом, поэтому режиссер приносила с собой еду и подкармливала актеров во время репетиций. Наталья Александровна и сама сыграла роль в этой пьесе. Она говорит, что все артисты постарались помоднее одеться для спектакля, чтобы полностью войти в роль. Премьера спектакля состоялась 28 февраля 1993 года и была очень хорошо принята зрителями.

С этого момента комедийный жанр становится основным в народном театре имени Пивоварова.

Анна Николаевна Кокорина, которая пришла на должность режиссера театра в 1996 году, говорит, что зрители шли на спектакли за положительными эмоциями, им хотелось отвлечься от повседневных дел и проблем. Но поставить комедию не так-то просто: чтобы зритель смеялся и отдыхал на спектакле, нужно провести огромную предварительную работу.

Анна Николаевна - профессионал своего дела, она окончила режиссерский факультет Восточно-Сибирского государственного института культуры, была помощником режиссера в Русском театры драмы в Алма-Ате, работала художественным руководителем Алма-Атинского Дома культуры. Именно там она впервые создала самодеятельный театральный коллектив, с которым поставила четыре спектакля: три - комедийных и один - драматический, можно даже сказать, трагедийный, в нём было показано, какой отпечаток наложила Великая Отечественная война на женщин и детей.

После переезда в Даровской Анна Николаевна сначала работала на птицефабрике, а затем устроилась в Дом культуры. Она принимала участие почти во всех мероприятиях, проводимых в ДК, а в свободное время искала материал для будущих спектаклей.

«Я точно знала, что ставить нужно те вещи, на которые откликается душа, - вспоминает Анна Николаевна, - поэтому за время работы перелопатила горы различной литературы. Самым запоминающимся для меня стал спектакль «Сказка о жареных петухах». Вроде бы, детский сюжет, но тема сплочения коллектива оказалась на тот момент актуальной, постановка получилась зрелищной и интересной. Затем я поставила спектакли «Сирена и Виктория», «Про Федота-стрельца» и «Новогодние проделки Карлсона». В 2009 году я сыграла в спектакле по пьесе Михаила Задорнова «Куплю мужа или последняя попытка». Моей партнершей в нём была Татьяна Карманова, очень характерная актриса, гибкая, умная, смелая. Она в любую роль привносила изюминку.

Мужчин-актеров всегда было сложно искать, но могу отметить, что замечательно держался на сцене Алексей Онегин, хорошо играл Игорь Бусоргин, а Сергей Топоров просто жил в образе героя, которого ему предстояло сыграть. Из женщин выделю Веру Ильиничну Зубареву, с ней было легко работать и играть: она чутко чувствовала партнера на сцене, умело импровизировала. Ещё мне нравилось работать со старшеклассниками, наблюдать, как они входят в коллектив, раскрываются и показывают отличную актерскую игру.

Уверена, что для режиссера репетиционный период всегда интереснее, чем сам спектакль. В этот момент происходит притирка актеров, а на премьере - уже всё, что называется, «причёсано». Во время репетиций происходит много интересных моментов, которые потом актеры вспоминают ещё очень долго. Правда, бывали казусы и во время спектаклей. Однажды мы играли с Верой Зубаревой в детском представлении, когда из-за декораций вышел технический работник Леонид Демаков в полной уверенности, что на сцене идёт репетиция. Быстро среагировала Вера и, обращаясь в зал, сказала: «Ой, ребятишки! А у нас новый герой, пойду-ка я его сначала чаем напою». И увела за кулисы. Все актеры еле сдерживали смех!

Работая режиссером, я реализовывала свои творческие идеи, старалась сделать всё, чтобы зрителям нравились мои спектакли».

(Окончание следует).

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить