Календарь событий
Июль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Календарь благоприятных и неблагоприятных дней
Июль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Они такие разные!..

Рейтинг пользователей: / 0

В последних статьях мы говорили с вами об особенностях поведения гиперактивных детей с дефицитом внимания и их отличительных чертах от поведения детей с холеричным типом темперамента.
Возникает вопрос: какие еще типы темперамента существуют, и каковы их отличительные особенности, так значительно характеризующие поведение наших детей?

Первоначально давайте дадим определение понятию “тип темперамента человека” и отметим, чем он отличается от характера ребенка.
Итак, темперамент - это индивидуально-своеобразные свойства психики, которые остаются постоянными в течение всей жизни человека и определяют развитие психической деятельности человека.
Отметим, что
1. Тип темперамента является врожденным, так как в его основе лежат особенности нервной системы человека, которая, как известно, закладывается еще во внутриутробном развитии ребенка. Характер же, в свою очередь, формируется в течение жизни. Необходимо отметить, что определяющим временным промежутком формирования характера является дошкольный возраст (примерно до 7 лет).
2. Тип темперамента нельзя изменить, откорректировать, возможно лишь научиться контролировать особенности его проявления в поведении ребенка. Проявления характера же можно и часто нужно формировать, развивать и корректировать, как мы уже сказали, эффективнее в дошкольный период развития ребенка.
Акцентировав внимание на отличиях типа темперамента от характера человека, дадим характеристику каждому из четырех существующих типов темперамента. Подчеркну, что отнесение ребенка к тому или иному конкретному типу темперамента достаточно условно, так как часто у человека отмечается преобладание свойств одного типа темперамента и присутствие некоторых свойств других типов.

САНГВИНИКИ - живые, веселые, часто эгоистичные дети, умеют доказать свое мнение, любят быть "судьями" во время конфликтов. Редко плачут и быстро успокаиваются, переключаются. Увлеченно и с желанием занимаются любой учебной деятельностью. Их речь уверенная и громкая, но не всегда правильная и четкая. У них дружелюбные отношения со сверстниками и взрослыми, часто бывают инициаторами совместных игр, сами придумывают и распределяют роли в них. Обычно именно эти дети возглавляют команды на каких-либо состязаниях, так как предпочитают игры с соревновательными элементами, очень ревностно относятся к собственной позиции лидера. Дети-сангвиники любят выступать на концертах, утренниках с сольными номерами, но не отказываются и от совместных танцевальных и других номеров.

ХОЛЕРИКИ - активные, непоседливые, нетерпеливые дети. Речь громкая, быстрая, часто невнятная, путающаяся, перескакивающая с темы на тему. Во время занятий час-то меняют позу, вертятся на стуле, теребят на себе одежду, волосы, выкрикивают с места. Эти дети любопытны, с увлечением приступают к деятельности, предложенной взрослым, но быстро отвлекаются и с трудом высиживают в течение 20 минут. Предпочитают игры с соревновательными элементами, стараются быть в числе лучших. На занятиях используют любую возможность подвигаться, подурачиться, попрыгать, а элементы упражнений и заданий заучивают чуть ли не последними. Иногда резко и упрямо отказываются от выполнения какого-либо упражнения. Интересно то, что во время выполнения самостоятельного задания могут легко придумать себе вторую игру (поиграть бумагой, ножницами и т.д.).

ФЛЕГМАТИКИ. Их речь спокойная, неторопливая, повествование сводится к демонстрации отдельных фраз. Эти дети активно участвуют в подвижных и шумных играх, но основательно к ним готовятся, долго обдумывая задания, редко проявляют инициативу. Не торопясь, выполняют упражнение, данное воспитателем, поэтому обычно не успевают доделать его и часто нуждаются в неоднократном повторении задания, чтобы полностью его осознать. Их отношения доброжелательные, легко вступают в контакт с другими детьми, отличаются бесконфликтностью и послушанием. Предпочитают спортивные игры, требующие проявления силы и упорства, а не скорости и ловкости. Такие дети медленно едят, одеваются и раздеваются, но быстро засыпают.

МЕЛАНХОЛИКИ - ласковые, спокойные, застенчивые, неуверенные в себе, очень послушные дети, чаще, как правило, девочки. Они очень ранимы, плаксивы при строгом к ним обращении и замечании со стороны взрослого или от того, что не могут выполнить задание. Дети-меланхолики говорят тихо, неуверенно, медленно, часто их просьбы невнятны, с трудом формулируют свое мнение. По возможнос-ти избегают соревнования, участия в конкурах и викторинах, часто свою деятельность заменяют рассуждениями о ней. При общении со сверстниками обычно принимают роль исполнителя замыслов других детей, испытывают трудности в установлении контактов как со взрослыми, так и со сверстниками. Рисунки, поделки детей-меланхоликов мелкие, линии нечеткие и слабые, присутствие штриховки и частое стирание линий.

Холерика и сангвиника относят к активной группе детей, так как их тип нервной системы отличается быстротой реакции. Вторая группа детей включает в себя флегматиков и меланхоликов, относящихся к пассивным детям, так как у них наблюдаются вдумчивость и замедленность реакции.
Помните, что нет хорошего или плохого типа темперамента, так как каждый из них имеет положительные стороны развития. Главное - их вовремя определить и подобрать приемлемый путь развития и формирования личности ребенка с тем или иным типом темперамента. А об этом мы поговорим с вами в следующей статье.
Светлана САДРИЕВА.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить