Календарь событий
Сентябрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Календарь благоприятных и неблагоприятных дней
Сентябрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2

Н.М. Елькин: "Эх, сесть бы сейчас за руль да прокатиться с ветерком!"

Рейтинг пользователей: / 0

dsc01668.jpg - 6.06 Mb20 августа одному из долгожителей села Красного Николаю Михайловичу Елькину исполнится 90 лет. Его трудовой стаж - более 60 лет, 45 из них он посвятил шоферскому делу.

«КАК МЫ ВЫЖИЛИ, НЕПОНЯТНО»
Его судьба похожа на судьбы многих людей, чьи детство, юность пришлись на страшное военное и тяжёлое послевоенное время. Родился Николай Михайлович в 1932 году в деревне Селевская, что сразу за рекой от села Красного. «У меня было не детство, а горе, - рассказывает мужчина. – Родители работали в колхозе, в семье было шестеро детей, я третий. С нами жила и старенькая бабушка. Тяжело нашей семье пришлось в военные годы, мы голодали, и как все выжили, до сих пор непонятно.

ДЛЯ ЛЕСА НЕ СГОДИЛСЯ, А В КОЛХОЗЕ ПРИГОДИЛСЯ
В школе я учился всего четыре года, в середине пятого класса заболел желтухой, долго лечился и больше учиться не стал. К тому времени отец уже вернулся из трудармии и стал брать меня с собой на работу. Я помогал ему возить сено, зерно, пахать, боронить. Помню, когда был подростком, меня и ещё нескольких мальчишек угнали на заготовку леса в Маромицу. Бригадир, увидев нас, заругался: «Это что за мелочь нам прислали? Какие из вас заготовители? Поезжайте обратно!» Так я тогда в лесу и не поработал. До армии трудился в колхозе, там всегда работы было невпроворот – ездил в лес, пилил дрова для госпароходства».

РАНЬШЕ НЕ БЫЛО ДОРОГ, ТОЛЬКО НАПРАВЛЕНИЯ
Срочную службу Николай Михайлович проходил на Сахалине в ракетных войсках, отслужил три с половиной года. В армии он получил корочки шофёра третьего класса, а когда вернулся домой, устроился работать в колхоз имени Сталина (позднее его переименовали в «Коммунизм»).
«Мне дали машину «ГАЗ-51», и в свой первый рейс, который занял три дня, я поехал в Опарино (до 1959 года Лузянское сельское поселение входило в состав Опаринского района), - вспоминает мужчина. – В армии я ездил по асфальтовым дорогам, поэтому та поездка по страшному бездорожью стала для меня боевым крещением. Раньше дорог вообще не было, никто их не чистил - трактор пройдет и по колеям, им оставленным, едут машины.
Техники в колхозе было мало, в основном бензовозы и грузовые машины. Иной раз едешь на бензовозе, везёшь бензин, так чтобы до дома несколько километров доехать, приходилось по два-три ведра бензина в бак заливать - буксовали по несколько часов. А что сейчас? Да по сравнению с ранешними дороги просто отличные, а люди почему-то всё жалуются на их состояние. Они бы поездили по таким, какие в наше время были, поверьте, разница огромная. Но больше всего меня, как бывшего шофёра, удивляет, когда на предприятиях есть техника, а работать на ней некому».

ВСЯКОЕ БЫВАЛО - И ЦЕПИ ВОЗИЛ, И ТЕЛЯТ ЛОВИЛ...
На водителя второго, а потом и первого класса Николай Михайлович отучился, когда уже работал в колхозе. Он рассказывает, что его рабочий день начинался засветло, порой в два часа ночи, и невозможно было предвидеть, во сколько он закончится, чаще всего мужчина приходил домой лишь переночевать.
Николай Михайлович отработал водителем 45 лет: «Возил навоз, зерно, сено, людей - в лес и на дальний сенокос, скамейки в кузов машины поставишь, и вперёд… Много было интересных рейсов, все и не упомнишь.
Самая дальняя поездка была в Павлово - небольшой городок в Нижегородской области, куда меня послали за цепями для крупного рогатого скота. Скота тогда в колхозе было очень много, так мне в кузов нагрузили три тысячи железных поводков.
Иногда в пути случались разные истории. Как-то две колхозные машины повезли в Киров телят на мясо. Я ехал первым и вдруг случайно увидел в зеркале, что по полю ходят три телёнка. Оказалось, что во время движения животные сломали задний борт и выпали из кузова. В итоге два шофёра и зоотехник гонялись за ними по всему полю. Однажды точно также я потерял поросёнка, тоже пришлось ловить».

НЕ ОТПУСТИЛА ДОРОГА НА ПЕНСИЮ
Н.М. Елькин вышел на пенсию в 1992 году. Он с улыбкой вспоминает, как был уверен, что станет рядовым пенсионером, мечтал, что будет наслаждаться долгожданным отдыхом, но уже через несколько дней затосковал по работе, понял, что постоянная езда и дорога очень крепко вошли в его жизнь. Мужчина вновь вернулся к любимой профессии и отработал ещё пятнадцать лет.

РАБОТА НА БЕНЗОВОЗЕ ОТУЧИЛА КУРИТЬ
Николай Михайлович говорит, что работа в своё время помогла ему избавиться от пагубной привычки – курения: «Курил я много лет, пристрастился к этому сразу после армии. Пытался бросить бессчётное количество раз, что только ни делал – ел конфеты горстями, пробовал приучить себя к леденцам вместо сигарет, отказывался от сигарет на несколько дней, а потом начинал снова… Ничего не помогало.
Однажды стою на бензовозе и по привычке рука потянулась за сигаретой. Чуть ведь не зажёг, но, к счастью, вовремя опомнился: «Да что же я делаю-то? Здесь же нельзя курить!» И так я сам на себя разозлился, что положил пачку папирос в бардачок машины и всё, больше к ним ни разу не притронулся. Не курю уже много лет».

ПУСТЬ ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
С женой Галиной Николаевной Николай Михайлович знаком с ранних лет, жили они в соседних деревнях, их семейный стаж 62 года. Супруги вырастили двух сыновей - Сергея и Александра, оба они живут в Красном, и оба пошли по стопам отца – работают водителями.
«Дети у нас хорошие, не забывают нас, в гости приходят, во всём помогают, - рассказывает мужчина. – А ещё у нас два внука и два правнука. В Красном мы живём уже тринадцать лет, но до сих вспоминаем деревню Уползинскую, где жили долгие годы. Как же хорошо там было – лес, река рядом, грибы, ягоды, рыбалка! В последний год мы жили там совсем одни, уезжали со слезами.
У меня с юности было много увлечений. Мой отец держал пчёл, и я, глядя на него, потихоньку этому учился. В былые годы держал по семнадцать семей, лишь два года назад не стал этим заниматься. Раньше ходил на охоту и на рыбалку, а сейчас года три уже на рыбалке не бывал - здоровье подводит, хотя река совсем рядом, и меня до сих пор тянет посидеть на берегу с удочкой. А ещё по-прежнему хочется сесть за руль машины, я ведь уже несколько лет сам только пассажиром езжу. Видели бы глаза хорошо, так с удовольствием бы, как раньше, прокатился!»
Наталья МОЧАЛОВА.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить