<
| Октябрь 2024 | >
|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
30 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
<
| Октябрь 2024 | >
|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
30 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
№70 14.09.2018
Галина Андреевна Сивкова проработала в школе 40 с лишним лет. И, наверное, если 1 сентября человек отмечает не только начало учебного года, но и свой день рождения, в этом есть какой-то глубинный смысл. Много лет назад в этот день отмечал день рождения и ее отец, тоже учитель, а в этом году день рождения у Галины Андреевны был юбилейным.
- Галина Андреевна, были ли у вас сложности с выбором профессии?
- Вопрос о выборе профессии вообще не стоял. Мама и папа были учителями, и я кроме школы ничего не видела. Мне всегда нравился иностранный язык. Здесь свою роль сыграли Евгений Елисеевич и Людмила Николаевна Ренжины. Моя мама в своё время тоже хотела поступать на факультет иностранных языков в Горьковский пединститут, но школу она закончила в 1941 году, поэтому не сложилось.
- А почему вы выбрали профессию именно учителя иностранного языка?
- Иностранный язык мне всегда был интересен. Раньше мы в школе с 5-6 класса писали письма в ГДР, они у меня до сих пор хранятся. Ну, а началось, наверное, всё с того, что я была маленькой, а Нина Юрьевна (учитель иностранного языка) написала на доске слово Leningrad, я, естественно, прочитала его по-русски, но это слово в моём понимании так необычно звучало, это было так загадочно! Наверное, вот с этого и началась моя влюбленность в иностранный язык.
- В пединститут всегда был большой конкурс, вы поступили сразу?
- Да. Тот год для поступления был очень сложным - в институты поступали выпускники десятых и одиннадцатых классов. На факультет должны были принять 20 человек, а медалистов было намного больше (Галина Андреевна тоже закончила Даровскую среднюю школу с золотой медалью). Хорошо помню, как полдня стояли на лестнице, чтобы сдать документы… Тогда ведь, если у человека была голова на плечах, из любой деревни приезжали и поступали, а другие, у кого не было желания или способностей учиться, в институты просто не лезли. Зато сейчас у нас все продавцы на рынке с дипломами…
- Были ли педагоги, которые сыграли роль в вашей жизни?
- Конечно, в первую очередь, это мама Анна Георгиевна Сивкова. Моей любимой учительницей была Вера Николаевна Усатова. А ещё любимыми были Галина Ефимовна Усатова, Михаил Федорович Торощин, Нина Георгиевна Кокорина, Зинаида Михайловна Дудина, супруги Ренжины, Клавдия Матвеевна Манина… Много было хороших учителей! И школа тогда была ШКОЛОЙ, мы и дрова носили, и в классах прибирали, как-то с производственной бригадой из Татарщины три недели не выезжали… И учителя трудились, не задумываясь ни о потраченном времени, ни об оплате. Я помню, только начала работать, параллелей было много, и мама по вечерам ходила к директору школы А.Г. Кокорину составлять расписание. 12 часов ночи, а у них всё свет горит. Как они всё выдерживали - политучебы, производственные и партийные собрания, субботники, проверку тетрадей, подготовку к урокам…
- А вам самой сложно было начинать работать?
- Сложностей в преподавании я просто не помню, а вот самым трудным было классное руководство. Мне дали класс, в котором было пять учительских детей, а ещё с десяток деток районной элиты, среди пап которых были хирург, председатель колхоза, секретари райкома партии… Я до сих пор с содроганием вспоминаю, что они вытворяли. Вот пример, это был 6 класс. Едем в машине из Красного с секретарем райкома партии, он спрашивает, скоро ли я закончу институт, а я отвечаю, что уже второй год являюсь классным руководителем у его дочери. В итоге через день меня вызывают к директору школы и по полной отчитывают за то, что я «подрываю авторитет районного руководства».
В седьмом классе «мои ребятки» так расшатали в классе все стулья, что родителям пришлось собирать деньги на их ремонт. Экзамен в 11 классе. Директор школы П.Ф. Клепиков вызывает меня на ковёр - звонили из райкома партии, необходимо сходить в семью, там одиннадцатикласснику невозможно готовиться к экзаменам. Оказалось, мама этого мальчика нажаловалась в райком, что ее муж гуляет и сыном не занимается. Такие ситуации были постоянно – всегда и во всём был виноват классный руководитель. Со своим первым выпуском я так закалилась, что даже сейчас просто не представляю, как выжила, думала, что в тюрьму попаду, потому что «чихвостили меня за них и в хвост, и в гриву».
- А следующие классы были такими же?
- Следующий класс я брала у Валентины Ильиничны Кокоулиной, это были просто золотые дети.
- Какие профессиональные приемы на ваших уроках были обязательными?
- Мне кажется, что обязательным на каждом уроке должно быть закрепление пройденного материала и промежуточный контроль. У меня не было ни одного раза, чтобы я не проверила тетради или не поставила оценку за ведение словаря. А как без всего этого знать, понял ученик материал или не понял. Неправильное написание слов намного быстрее откладывается в памяти, чем правильное.
Хорошо помню, как мы с Ольгой Васильевной Краевой, этакие учительницы-комсомолки, решили ходить к трудным ученикам, чтобы помогать выполнять им домашнее задание (кроме этого квартиры учеников мы обходили не по одному разу за год). Был у нас умнющий ученик, который ничего не делал. Пришли мы к нему домой, мамы не было, спускается с печки пьяный отец и на нас: «Вы у меня одного сына испортили, ещё и за следующего взялись!» Испугались мы тогда здорово и больше «самостийно» по квартирам не ходили.
- Что вас всегда радует в жизни?
- Книги, в том числе на немецком и английском языках, у меня их очень много.
- А есть какие-то любимые?
- Из последних по совету Е.О. Галицких прочитала книгу Евгении Верейской «Три девочки», очень понравилась. Люблю Веллера, но не всего. Очень понравилась книга Чудакова «Ложится мгла на старые ступени». В последнее время я стала меньше читать и больше болтать по телефону.
- Какими качествами, на ваш взгляд, обязательно должен обладать учитель?
- Любовью к детям. Она может выражаться по-разному, но без этого никак. А ещё должно быть знание предмета и умение донести до детей нужную информацию. Иногда у человека знания есть, а дать он их не может, такое тоже бывает.
- Кому бы в жизни вы сказали спасибо?
- Очень многим, в первую очередь, маме, своим родственникам, они у меня замечательные со всех сторон, учителям-коллегам.
- Приходилось ли в профессиональной деятельности «переступать» через себя?
- Наверное, да. Раньше задачу поставили - можешь не можешь, хочешь не хочешь - выполняешь. Как ведь было: партия сказала «надо», комсомол ответил - «есть!» Мы были законопослушными, и в каких-то вещах, наверное, нам было легче. Сейчас всё так сильно изменилось...
- Что вам помогает и мешает жить?
- Помогает присутствие порядочных людей. У меня много друзей, и у них я всегда могу найти поддержку, отвлечься. А мешают?.. Мешают проблемы со здоровьем.
- Есть ли какая-то мечта, которая ещё не сбылась.
- О сбыче мечт я и не мечтаю... Когда-то мне хотелось побывать в ГДР, и я была там на стажировке. Нас было 40 человек из Советского Союза, мы там месяц жили, нам платили командировочные. Сейчас о таком сложно даже мечтать. Потом я дважды побывала в ФРГ, была в Болгарии, Югославии, Румынии.
- А знание языка вам в жизни пригодилось?
- Конечно! Когда после стажировки приехала из ГДР в Киров постоянно в речи проскальзывали немецкие фразы. А когда в школе стали вводить английский язык, и мне пришлось его вспоминать, это было что-то. Сначала я наотрез отказалась, а потом пришла делегация родителей и сказала, что, если не будет английского, весь класс пойдет в первую школу. И пришлось браться - я просто не могла бросить своих детей. В течение пяти лет съездила на пять сессий… Мне-то было проще, я в институте учила английский, а на курсах большинство педагогов было со знанием французского, так что мне было там достаточно комфортно.
На прощание Галина Андреевна показала мне папки с альбомами. «Союз мальчишек и девчонок» - это настоящая летопись жизни ее последнего класса, у которого она была классным руководителем. Каждый год – это альбом с фотографиями, вырезками из газет, рассказами о мероприятиях, написанных и ребятами, и классным руководителем.
А сколько за годы работы Г.А. Сивковой под ее руководством в школе было выпущено детских и учительских стенгазет! Несколько лет она даже возглавляла школьный радиоузел. Из-под ее пера вышло несчетное количество сценариев взрослых и детских мероприятий.
А ещё у нее есть альбом и о том, как ее ребята стали студентами, и альбом с вырезками из газеты «Слава труду», где написано об их родителях…
Ольга АММОСОВА.
ОТ РЕДАКЦИИ:
Пусть мы немного опоздали с поздравлением, но от души желаем замечательному учителю, Почетному гражданину поселка Даровской, Почетному работнику общего образования Галине Андреевне Сивковой крепкого здоровья! И пусть она ещё долго-долго распахивает двери для своих любимых учеников, а ее глаза и душа искрятся юмором и задором.