<
| Октябрь 2024 | >
|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
30 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
<
| Октябрь 2024 | >
|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
30 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
№61 06.08.2016
В тоненькой тетрадочке из восемнадцати листков первая учительница многих красноселян Зоя Якимовна Старцева хранит воспоминания школьных лет. В ней записаны имена и фамилии всех её выпускников, даты встреч с ними.
Бывшая учительница часто заглядывает в тетрадь, чтобы снова и снова окунуться в то время, когда она стояла перед классом и объясняла новый материал маленьким ученикам.
На четвёртом курсе Советского педагогического училища Зоя Якимовна проходила практику в Опаринской средней школе, поэтому после окончания училища и попросилась именно туда. Но ей дали направление в Красносельскую школу, где первое время она работала пионервожатой. Женщина вспоминает, что ехала в Красное на открытой машине по ухабистой дороге и почти сразу решила, что через год отсюда уедет. После окончания первого учебного года она даже собрала чемодан, но директор школы уговорил её остаться, и в итоге Зоя Якимовна проработала в Красносельской школе тридцать восемь лет.
С улыбкой вспоминает пожилая учительница свой первый разговор с директором школы о том, что не умеет петь и выступать на сцене. Но профессия требовала, и в первый год работы она закончила курсы учителей пения и вела уроки музыки в 5-6 классах. «Музыкального сопровождения у нас не было, но мы разучивали песни, репетировали, пели, как могли. Я даже вела хоровой кружок», - вспоминает она. Со временем Зоя Якимовна стала выступать на сцене, пела дуэтом и в хоре, играла в сценках и постановках.
Своих первых учеников Зоя Якимовна вела со второго класса, выпустила их в мае 1962 года, а уже в сентябре к ней пришли первоклашки. Женщина вспоминает, какими они были разными: одни уже читали, другие и букв не знали. «Работать с семилетками было очень интересно, - рассказывает учительница. - Дети смотрели на меня внимательно, всегда слушались, ждали, чтобы их спросили. Я старалась уроки разнообразить, начинала занятие с чего-нибудь интересного, использовала красочный наглядный материал, который делала сама. Мне очень хотелось научить детей красиво писать, и я всегда им говорила: «Всё у вас получится, вы только начинаете».
В одном из выпусков учился её сын Олег. «Это плохо, что он у меня учился, - говорит женщина. - Я старалась не обращать на него внимания, боялась ставить ему хорошие оценки. Мне казалось, что другие ученики осудят меня, скажут, что я делаю это нечестно, потому что это мой сын. Когда Олег вырос, он сказал мне, что в начальной школе мог бы быть отличником, если бы я не занижала ему оценки».
Помнит Зоя Якимовна и экспериментальный класс шестилеток. Учительница вела занятия до обеда, а затем передавала ребят воспитателю, дальше режим их дня строился по расписанию детского сада.
Одна из её выпускниц Татьяна Васильевна Серебрякова сейчас работает в родной школе. Пожилой учительнице было очень приятно читать о ней заметку в районной газете, особенно там, где она говорила, что «на выбор профессии оказали влияние два учителя, с которых ей хотелось брать пример во всем: учитель начальных классов Зоя Якимовна Старцева и учитель математики Нина Александровна Быкова».
Добрая и спокойная, Зоя Якимовна была строгой учительницей, она никогда не повышала голоса, но ребята слушались её и очень любили. «Ученики были всякие, - вспоминает женщина. - Помню, однажды ученик бросил на пол учебник. Я спокойно его подняла и понесла в библиотеку, раз ему не нужен. Ученик остановил меня и больше учебник не бросал. Один раз за всю педагогическую деятельность я удалила ученика 2-го класса с урока. Переживала страшно, еле довела урок до конца и побежала его искать. Открыла дверь, а он стоит в коридоре и говорит еле слышно: «Можно зайти в класс?»
Помню ученика, который учился хуже остальных. Я понимала, что у него есть возможности учиться лучше, и в четвёртом классе стала оставлять его после уроков, занималась с ним, чтобы перевести в пятый класс «хорошистом». Прошло много лет, и однажды я встретила его на улице, он шёл с дочкой-школьницей. Мы поздоровались, и я спросила: «Не забыл меня?» «Зоя Якимовна, я вас никогда не забуду! - ответил он. - Вы даже представить себе не можете, как я мучился весь четвертый класс. Я ведь думал, что вы оставляете меня после уроков в наказание. Только недавно я осознал, что делали вы это для того, чтобы я учился, не отставая от одноклассников».
В Красном Зоя Якимовна встретилась со своим будущим мужем. Он учился в речном техникуме, и познакомились они, когда юноша в очередной раз приехал на каникулы. Ребята играли в мяч, позвали и Зою Якимовну. «Пасовала я очень хорошо, в училище меня за это хвалили - вспоминает женщина. - Наверное, в момент классной подачи Алик в меня и влюбился. Три года мы дружили, переписывались. После училища некоторое время он работал в Сыктывкаре, а когда вернулся в село, мы поженились». Супруги вырастили троих детей, дочь пошла по стопам матери и тоже много лет работала учительницей. Радуют бабушку и две внучки - Валерия и Виктория.
Муж Зои Якимовны умер двадцать лет назад. Все эти годы она живёт одна, но дети и внучки часто приезжают к ней. Позитивная, с задорным огоньком в глазах, Зоя Якимовна не любит скучать и хандрить. «Утро я начинаю с зарядки, - рассказывает она, - так я получаю заряд бодрости и стараюсь весь день быть в хорошем настроении. Если загрущу, пою комсомольские, пионерские и октябрятские песни, ведь с песней по жизни веселее. Кто поёт, тот долго живёт!».
Зоя Якимовна - отличный собеседник. Она с теплотой вспоминает школьные годы, увлеченно рассказывает о работе, о своих учениках и встречах с ними, иногда заглядывая в маленькую, потрепанную временем школьную тетрадочку.
Елена КОБАКА.