Календарь событий
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Календарь благоприятных и неблагоприятных дней
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6

"Вот это учитель!"

Рейтинг пользователей: / 0

Пожилые люди - замечательные собеседники. Они всегда интересно и подробно рассказывают о своей жизни, до мелочей вспоминая события, которые произошли много лет назад.
Жительнице села Кобра Валентине Матвеевне Торощиной в январе исполнилось 90 лет. Женщина всю жизнь проработала учителем начальных классов и с удовольствием рассказывала о работе, вспоминала своих учеников, коллег, интересные случаи из школьной жизни.

УЧИТЕЛЬ - ЗА ДЕСЯТЬ МЕСЯЦЕВ
Валентина Матвеевна родилась в деревне Хоробровы Варженского сельсовета. Девять классов она закончила в Пиксурской школе, а 10-й класс - в Даровской. Директор Пиксурской школы предложил прилежной ученице закончить педагогические курсы в Слободском, и уже через десять месяцев 1 сентября 1945 года учительница начальных классов приступила к работе.
«Мне было всего 18 лет, - вспоминает Валентина Матвеевна. - Я боялась, что дети меня слушаться не будут, но директор школы сказал, что это не зависит от возраста учителя, главное - строгое, но уважительное отношение к детям».
В те годы в Пиксурской школе начальные классы делились на деревенские и детдомов-ские. Первый год Валентина Матвеевна вела занятия у местных ребятишек, а затем три года учила ребят из детдома. Учителя почти все были молодые. У детдомовских детей был лишь один воспитатель, конечно, с ребятами он не справлялся: дети воровали деньги и вещи у местных жителей, обменивали их на табак. «Я помню, что три дня школа не работала после серии краж, был суд, на который пришло много местных жителей, - рассказывает женщина. - Некоторые подозреваемые сознались, но главаря так не выдали». 

ПРИКАЗЫ НЕ ОБСУЖДАЮТСЯ
Через четыре года в школе поменялся директор, который согласился занять эту должность при условии, что весь персонал он будет подбирать лично. Очень многих он уволил сразу. Старательную учительницу директор решил поставить воспитателем к детдомовским детям. «Я тогда молодая была, вспыльчивая, бросила заявление, которое он просил меня подписать, в урну и ушла, - вспоминает Валентина Матвеевна. - Через несколько дней меня вызвал прокурор и отругал за прогулы. Я начала объяснять ему, что я учительница и больше дам детям на уроках, что не смогу работать в детдоме, где нужно быть детям мамой. Прокурор выслушал меня и тихо сказал: «Ну, тогда 6/25». Это означало, что в течение шести месяцев у меня будут забирать 25% зарплаты. Я поняла, что мне придётся выполнить приказ директора, и 1 сентября мы с ребятами переехали в Верховонданку, куда перевели детский дом.».
Ребят разделили на четыре группы. Валентине Матвеевне досталась третья, где вместе с детьми третьих-четвёртых классов жили два воспитателя. Дети в группе были разновозрастные, самому старшему было 15 лет, но так как он учился в четвёртом классе, то и жил вместе с одноклассниками. Он был главарём среди них, первым хулиганом. Он почти ничего не делал сам. Другие дети мыли полы, кололи и пилили дрова, а он за себя заставлял это делать других. Валентина Матвеевна настаивала на своём, заставляла его выполнять посильную работу, но это не всегда получалось. «Однажды у моей коллеги (второго воспитателя) пропала из кармана пальто зарплата, - рассказывает Валентина Матвеевна. - Мы выстроили отряд на линейке, заставили раздеться до нижнего белья. Ребята так и не назвали имени вора, но все сказали: «Пусть скажет сам». Тот самый хулиган выскочил босиком на улицу, ребята - за ним. Через некоторое время они привели его, но он так и не признался. Перед сном мы проверили свои карманы - деньги были на месте».

ШКОЛЕ - БЫТЬ!
Три года Валентина Матвеевна работала в детском доме: год - воспитателем, два года - завучем. За это время она вышла замуж за паренька с Ивановки. А затем ей предложили место заведующей детским садом на Бурдёнке, туда и переехала молодая семья Торощиных.
Через два года заведующий роно назначил её заведующей начальной школой. Тогда наполняемость классов была высокая, детей было много. В посёлок постоянно приезжали молодые учителя. В здании школы было мало места для занятий. «Я стала просить у заведующего роно построить новое здание школы, - вспоминает женщина. - Все местные жители собрались на сход, я выступила с трибуны. Тогда меня все поддержали, и уже летом началось строительство. За одно лето восьмилетняя школа была построена, даже печи сложили сами, потому что в посёлке был свой кирпичный завод. В строительство мы вложили и школьные деньги. В начальной школе мы разводили кроликов, за которыми ухаживали ребята. Местные жители хорошо покупали диетическое мясо. На заработанные деньги мы покупали необходимый инвентарь для школы, но большая часть средств ушла на стройку». Столы для учителей сделали местные мастера, а парты привезли из других школ района.

«ВОТ ЭТО УЧИТЕЛЬ!»
«Вскоре после открытия новой школы приехали два инспектора, - рассказывает Валентина Матвеевна. - Они проверяли работу педагогов и проводили контрольные во всех классах. В моём 4 классе первой прошла контрольная по математике. Ребята очень волновались, боялись подвести меня, но я их успокоила и сказала: «Вы всё знаете, всё сделаете, только не спешите». Но уже через 15 минут после начала урока многие ученики сдали выполненные контрольные. 5 ребят остались сидеть в классе и решать. К детям я не подходила, была уверена, что всё будет в порядке. В итоге мои четвероклассники написали контрольные работы на «4» и «5», кроме пятерых, которые получили за свои работы тройки. Я стояла возле учительской и услышала голос одного из инспекторов: «Вот это да! Вот это учитель! Учительница спокойная и детей успокоила, даже по рядам ни разу не прошла. Посмотри, как они хорошо математику знают!» Мне было очень приятно слышать такие слова, ведь это была оценка моей работы. На следующий день ребята писали контрольную работу по русскому языку, результаты тоже были очень хорошими».
Отметив высокое качество знаний, которые давала своим ученикам Валентина Матвеевна, ей предложили вести уроки математики и в среднем звене. Она отказалась, потому что дома было большое хозяйство, росли двое сыновей, муж много времени проводил на работе.

СЕМЬЯ - НАГРАДА
До самой пенсии Валентина Матвеевна работала учительницей начальных классов. За отличную работу она получила много грамот и наград, но главная её награда - дети и внуки, которые выросли хорошими, порядочными людьми. Валентина Матвеевна с улыбкой говорит о том, что в семье Торощиных преобладает «мужская порода»: у неё два сына, три внука, два правнука. В мае должна появиться на свет правнучка, которую Валентина Матвеевна очень ждёт. 
Вот уже 17 лет В.М. Торощина живёт в Кобре. Когда на Бурдёнке закрыли школу, её внук Серёжа учился в 4-м классе. Бабушке стало жалко отдавать его в интернат, и она переехала вместе с ним в село, через некоторые время в Кобру перебрались и сын со снохой.
Сейчас Сергей живёт в Кирове, но постоянно общается с бабушкой. Совсем недавно он пропросил её связать коврик под порог, Валентина Матвеевна сразу же взялась за работу. Вяжет она тихо, но коврик получается аккуратным и очень красивым.
У Валентины Матвеевны пять сестёр, которые её безгранично любят, потому что старшая сестра помогла им всем устроиться в жизни, выйти замуж. Она и сейчас за всех волнуется и переживает. Рассказывая о своей большой семье, она для каждого находила доброе слово и вспоминала жизненные истории, которые были связаны с этими людьми. Валентина Матвеевна Торощина - очень интересный рассказчик, умная и удивительно добрая женщина, с которой можно говорить часами и удивляться, как много она знает, как много она помнит.
Елена КОБАКА.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить