Календарь событий
Август 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Календарь благоприятных и неблагоприятных дней
Август 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Тряпичные куколки, как символ житейской мудрости наших предков

( 14 Голосов )
Рейтинг пользователей: / 14

«Для создания вятской куклы не важен возраст человека и его умение шить, главное - иметь желание», - считает Светлана Германовна Пархачева, организатор экскурсий Даровского краеведческого музея. Она серьезно увлеклась историей создания вятских кукол, когда пришла работать в музей.

Исторический материал она искала в Интернете, читала книги по краеведению, а затем, на основе найденных сведений, сама стала делать кукол. За год работы в музее Светлана Германовна изготовила десятки кукол, а на мастер-классах научила этому многих ребят и взрослых, сопровождая рукоделие интересными рассказами о жизни наших предков.

Отличительной особенностью вятских кукол является коса, направленная вверх (женские волосы в куклах олицетворяют связь с космосом, с мирозданием). Считалось, что глаза являются вместилищем человеческой души, точно так же через них может вселиться и нечисть, поэтому у всех вятских кукол лицо отсутствует. В течение года куклы обновлялись, считалось, что они загрязнялись внешне и внутренне - энергетически,старые сжигались в печи.

Анютка

Это кукла обереговая, предназначена для маленьких девочек. Она очень солнечная, коса является третьей точкой опоры, косичка задорно смотрит вверх. Эта кукла подпитывается как от земли, так и от неба. «Я сшила первую куклу и влюбилась в нее. Таких Анюток я переделала десятка четыре, если не больше», - говорит Светлана Германовна.

Вятский младенчик

Такую куклу делала беременная женщина, когда чувствовала приближение родов. Роженице надо было сделать семь куколок, не пользуясь никакими инструментами. Нужно было оторвать кусочек ткани, скрутить его, запеленать, обмотать нитками (для девочки - красными, для мальчика - синими, серыми). Если женщина не успевала сделать семь «младенчиков», и у нее начинались роды, то куколок доделывала мать или свекровь. Вятские женщины не кричали во время родов, а «по за бане» с поленом, завернутым в тряпку, бегал и орал муж таким образом как бы помогая жене. 
«Наши предки по большому жизненному опыту, предаваемому из поколения в поколение, знали, что не только матери больно во время родов, большую часть боли испытывает ребенок, - рассказывает Светлана Германовна. - Считалось, что если мать, рожая, истошно орет, то ребенок пугается, и у него могут возникнуть детские невралгии, патологии. По другой версии, крестьяне боялись нечистой силы, которую можно привлечь истошным воплем. Поэтому наши мудрые предки придумали такое занятие для рожениц - сделать семь кукол. Причем на кукле-младенчике нитки закручивались крестом - от сглаза».

Первые куклы

До трех лет на Вятке ребенка называли дитем, все малыши бегали в рубашонках. В три года ребенок с помощью бабушки делал свою первую игрушку: девочка училась плести косу из трех, потом из девяти прядей, мальчик на кукле учился заматывать онучи. Первая игрушка - это был «отдарок за подарок». Её дарили крестным, а крестные приносили девочке сарафан и платок на голову, а мальчику - портки (штаны). Еще девочке часто дарили детскую прялку, а мальчику - детские инструменты, какими пользовался отец. С этого возраста у ребенка появлялось свое маленькое дело, например, ему поручали кормить кур, рвать траву для кроликов, чтобы ребенок чувствовал ответственность за свой труд.

Девка-баба -

кукла с сюрпризом. Под подолом девки скрывается баба,у которой сарафан не такой уже яркий, есть фартук, коса заплетена вокруг головы. При желании из бабы вновь «рождается» девка.
Если посмотреть на обеих сразу - получится восьмерка, символ бесконечности.
Кукла девка-баба является символом передачи женской силы, женского начала из поколения в поколение, от матери к дочери.
На Вятке главой в доме был мужчина, но негласно управляла всем женщина. Причем та женщина считалась бабой, у которой была дочь, а женщину, у которой были одни сыновья называли молодухой. Ее никогда не звали быть крест-ной для девочки.

Спиридон-солнцеворот

Кукол-мужчин на Вятке не делали, их заменяли щепочками и палочками, но была одна кукла - Спиридон-солнцеворот.
Кукла была размером в локоть (примерно 54 см). Делали её зимой к Дню Спиридона - 25 января, когда «солнце - на лето, зима - на мороз».

Кукла-колокольчик
Под широкой юбкой маленькой куколки прятался колокольчик.
Мягким звоном кукла поднимала настроение малышей, а еще «отгоняла нечистую силу».

Зайчик на пальчик
Такая игрушка делалась из нижней нательной рубахи матери, внутрь зайчика заворачивался хлебный мякиш. Когда ребенка оставляли дома одного, мать надевала зайчика на пальчик ребенку. Держа ее в кулаке, малыш получал соску-пустышку. Он чувствовал запах матери, был спокоен и «накормлен».

Ведучка

Её изготовляла мать, это своеобразный оберег, чтобы вывести детей во взрослую жизнь. Руки ребенка и родителей были сделаны из одного куска ткани - вкруговую, таким образом, мать пыталась защитить свое дитя.

Кубышка-травница
В крестьянской избе зимой часто держали мелкий скот, ягнят, телят, родившихся в холода, поэтому запах в доме был не всегда приятным. В подол-мешок куклы клали черную полынь, пижму (от блох), мяту с ромашкой, чтобы лучше дышалось.

Кукла-платочница

Её делали девочки 9-10 лет из пяти лоскутков-платочков. Они учились подбирать ткань по цвету и рисунку.
Каждой девочке отцом или дедом дарился сундучок для рукоделия. Он мог быть плетеным или фанерным. В нем хранились лоскутки ткани, ленты, иголки, пяльца.

Кукла-ложка
Внутри неё под юбкой пряталась ложка. У каждого члена семьи была своя ложка, у детей часто ложка превращалась в игрушку.

Кукла с ложкой
дарилась на новоселье, чтобы дом был полной чашей. Считалась, что чем ложка больше, тем лучше.

Подорожница

Зимой вятские мужчины уходили зимогорить (на промысел). Чтобы муж вернулся домой, прозорливая жена на дно его дорожного сундука укладывала куклу-подорожницу. Она делалась из кусочков одежды любимого ребенка, к руке куклы привязывался узелок с зерном, посыпанным солью (считалось, что без хлеба - не сытно, без соли - не вкусно). Когда мужчина изнашивал всю припасенную одежду и добирался до дна сундука, кукла напоминала ему, что пора домой, к жене и детям.

Берегиня

Эта кукла пришла на Вятку с русского севера. Она шилась из лоскутков одежды всех членов семьи, вешалась над дверью, являясь оберегом дома.
В отличие от других кукол она менялась не каждый год, а только при смене хозяйки дома.

Тарахольце
В основу головки куклы клалась скорлупа грецкого орешка с семью зернышками (если греча, то на здоровье, если рис, то на богатство) получалось подобие погремушки. Орешек обертывался белой тканью, сверху надевался сарафан. Такую игрушку давали, когда у малыша начинали резаться зубки.

Параскева-пятница

С праздника Параскевы (10 ноября) считалось, что все сельскохозяйственные работы закончены.
Параскева-пятница являлась оберегом домашнего очага, по другому источнику - оберегом женского рукоделия (заниматься рукоделием девочек учили с трех лет). На Вятке по пятницам женщина не шила и не вязала, чтобы «Параскева не выткнула глаза» - к старости не остаться слепой.
Куклу Параскеву изготовляли величиной с локоть, а в Тульской области - 1,5 метра. На Параскеву девушки просили жениха у куклы: «Параскева помоги, жениха богатого подари!»

Кукла-веник
являлась пасхальной и делалась на чистый четверг - убрать сор (ругань) из избы.
Крестьянские семьи раньше были большими, иногда доходили до 25 человек: отец с матерью, женатые сыновья с женами, незамужние дочери и сыновья, внуки. Всем надо было ужиться вместе. За стол такая семья садилась в три приема: сначала мужчины, затем дети, а потом - женщины. Кукла-веник часто ставилась за божницей.

Куклы здоровья сплетали из шерстяных и льняных ниток и клали в постель к больному ребенку. Если ребенок поправлялся - куклу сжигали в печи, бросая через левое плечо, если ребенок умирал - куклу клали в гробик вместе с ним (считалось, что болезнь не вся ушла из ребенка в куклу).

Утешница жила у бабушки за печкой. Делалась она из бересты. Ею бабушка утешала ребенка, когда у него резались зубки, когда он болел. В руках утешницы всегда были свежие конфетки. Их делали из дробленых орешков, смешанных с медом и обваленных в толокне или в ржаной муке.

Веснянки
С ними девочки 10-12 лет ходили закликать весну по весенним проталинам, а мальчики делали солнечного коня из ткани или из мочала. Весну закликали птичками. Простых в изготовлении птичек и ангелов дарили на Пасху.

Обо всех музейных куклах, изготовленных Светланой Германовной и ее «последователями», невозможно рассказать, их слишком много: кукла - колокольчик, птица-радость, коляда, свадебные неразлучники и другие.
«Многим людям интересно узнать об истории создания кукол, - рассказывает директор краеведческого музея В.В. Гребенева. - Даже, когда проходил ежегодный праздник “Ночь в музее”, посетители просили рассказать про кукол и внимательно слушали. По вятским мотивам мы шьем кукол на заварочные чайники и кружки. Этим летом музей часто посещали гости из других городов, одна женщина купила сразу семь кукол на подарки».
С.Г. Пархачева работала в школе и в детском саду, но именно здесь, в музее, по мнению его директора В.В. Гребеневой, нашла свое призвание.
«Меня поддерживает мама, - рассказывает Светлана Германовна. - Она легко отдает мне все красивые старинные полотенца, ткани, все, что хранила годами. Если у меня плохое настроение, я сажусь за шитье, увлекаясь, забываю обо всем, и в уме рисую образ, какой будет следующая кукла. Я преклоняюсь перед мудростью наших предков, все вятские куклы - это интереснейший пласт истории, и я рада, что мне посчастливилось окунуться в этот мир».
Галина НОРКИНА.