Календарь событий
Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4
Календарь благоприятных и неблагоприятных дней
Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4

Как жили и Богу служили. Помнит всё и хранит земля Вятская. Да стоять ей вовек!

( 5 Голосов )
Рейтинг пользователей: / 5

Церковный этикет
Годы воинствующего безбожия в нашей стране прервали немало традиций, которые скрепляли поколения, придавали жизни освящение через верность вековым обычаям, преданиям, установлениям. Утеряно и теперь только по частям, с трудом восстанавливается то, что наши прадеды впитывали с детства и что становилось потом естественным, - правила поведения, обхождения, учтивости. Это и составляло основное содержание религиозной жизни верующего человека, живущего с почитанием Бога, с благочестием. Все наши дедушки и бабушки понимали, что нельзя подняться к небу, не любя человека, не любя Бога: «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?». Поэтому и старались все исполнять заповеди Божии, принимая взамен благодать Божию. Процветала благожелательность друг к другу, осуждали не самого грешника, а грех, и всегда давали человеку возможность исправиться, «ибо внешнее принадлежит человеку, а внутреннее – Богу». Поэтому и процветал наш Никольский приход села Вятско-Никольского, люди жили богато, не голодали, помогали всем миром вдовам, сиротам, возводили Божии храмы.

Никольский приход
1861 год - год выхода манифеста об отмене крепостного права, подписанный царем Александром II. Это событие дало необычайный духовный подъем всему населению России, появилась возможность еще более проявить себя. Приход Никольского храма решает обратиться к епископу Вятскому о построении каменного храма вместо сгоревшего деревянного. И через некоторое время жители села Вятско-Никольского получают храмозданную грамоту - «справный документ с печатью и подписью самовладычней» - разрешающую построение каменного храма в указанном месте во имя самого почитаемого на Руси святого - Николая Чудотворца. Храмы разрешалось строить при условии, чтобы количество дворов было не менее 40, а в наших местах выросло к тому времени 95 деревень! Деревни Ломки и Глинник в сторону с. Черновское известны аж с ХVI века!
Для этого великого дела - построения храма Божьего - местные жители нашли у деревни Лопари залежи пластичной глины и построили там небольшой кирпичный завод. Через девять лет - 19 ноября 1869 года - состоялось торжественное освящение главного престола во имя святителя Николая Чудотворца, ровно за месяц до дня его памяти - 19 декабря. Большое количество переселенцев в наши леса были уроженцами Вологодчины, поэтому 12 февраля 1874 года освятили северный придел в честь вологодского святого, просветителя простого народа Феодосия Тотемского. 13 октября 1902 года был освящен и главный престол в холодном храме во имя Спаса Нерукотворного. Село Вятско-Никольское Никольского уезда Никольской волости в 1901 году переименовали в Александровское в честь императрицы Александры Федоровны Романовой.
К северу от церкви были построены дома для священников, в которых проживали они со своими семьями: о. Михаил Мышкин, о. Владимир Лычкин, о. Стефан Росляков и диакон Александр Сунцов. Все жили одной большой семьей, Богу служили, школы открывали, детей учили, наделы земельные пахали, огороды пололи, веру православную хранили. Все они были похоронены на церковном кладбище с восточной стороны Никольского храма. В годы советской власти на этом месте были построены колхозные гаражи.

Русская святость
Завистливая Европа придумывала для нас новые испытания, в Россию на свержение нашей православной веры и могущества государства была введена идеология материализма, власти денег и внедрения в процветающую Россию немецкой идеологии «создания коммунизма», при этом ум человеческий был возведен выше самого Творца и Создателя вселенной - Бога. Удар в первую очередь пришелся на святую церковь и церковнослужителей, их начали называть «опиумом для народа». Храмы стали разрушать и закрывать, а служителей Божиих расстреливать и ссылать в лагеря. Вместо молитв появились пролетарские лозунги; вместо благодарения «Спаси Господи» начали говорить просто «спасибо»; полностью вычеркнули из употребления выражения «Мир дому сему», слова «простите» и «благословите», вместо церковных песнопений зазвучали песни-призывы - «Кто был никем, тот станет всем». Полностью вычеркнув почтительность и уважение к церковнослужителям и своим родителям, забыли, что путь во взрослую жизнь должен начинаться с их благословения.
Не остался в стороне и наш Никольский приход. В 1937 году с Ильинской колокольни сбросили все колокола и увезли на переплавку - замолчал храм. В 1941 году храм был закрыт, а приход распущен. Помещения церкви начали занимать под хозяйственные нужды: открыли кооперацию, кузницу, потом сделали склад под зерно и удобрения, начали ремонтировать в нем сельхозтехнику. В 1950 году здание храма полностью передали Александровской МТС.
«Церковь не в бревнах, а в ребрах», поэтому начались гонения на церковнослужителей, и раскидала новая советская власть их по всей необъятной России. Всем разная доля досталась: кого расстреляли, кого отправили в тюрьму, кого - по этапу в Сибирь, кого - в глухие калмыцкие степи. Просфирница Никольского храма Агния Ивановна Попова, 1883г.р., была сослана 23 сентября 1932 г. в северные края. Священник д. Ключи, уроженец д. Шипичата, Петр Никандрович Мочалов, 1884 г.р., был сослан 14 октября 1938 года на 5 лет по ст.58 в Сибирь. Протоиерей, старший священник храма Никольского, уроженец с. Черновского, Иван Виссарионович Красов, 1874 г.р., несколько лет находился под стражей, но дело было прекращено 22 сентября 1933 года за недоказанностью обвинения.
Были сосланы в северные края церковнослужители и соседних с нами приходов: священник Касьян Матвеевич Аммосов, житель Поцелуевского с\с; псаломщик церкви п.Даровской Виктор Павлович Бехтерев, 1889г.р.; псаломщик с.Верховонданка Григорий Александрович Крекнин, 1876 г.р….. Все они в 1989-1990 гг были реабилитированы.

«Кулаки»
Одновременно с церковнослужителями начались гонения на самую передовую и трудолюбивую часть населения - зажиточных крестьян, которые своим трудом, без выходных и проходных, освоили новые земли, завели и подняли хозяйство, организовали свое производство масла, сыра, молока, строили православные храмы. Осуждены все они были по статье 58 – «Организационная деятельность против совет-ской власти; шпионаж и хранение запрещенной литературы».

Сельские приходы
Подъезжая к селу Александровскому уже за несколько километров видны купола нашего любимого Никольского храма. И сразу начинаешь чувствовать живое присутствие Господа и как будто воскресаешь, начинаешь жить заново! Кто мог подумать, что придет катастрофа 1917 года, начало борьбы с религией?! Но кто мог подумать, что вера наша православная начнет возрождаться! Как тут не вспомнить слова великого поэта Тютчева, который написал великие строки:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить….

За счет чего побеждал всегда русский народ: выдержал татарское иго и не задохнулся; поборол смуту 1613 года, когда к власти в России пришла вся Европа во главе с поляками; за счет чего выдержали нашествие французов 1812 года, которые дошли аж до Москвы; за счет чего выстояли наши отцы и деды против вооруженной до зубов германской махины, когда Гитлер подмял под себя всю Европу - мы не только выстояли, но и сломали хребет этой махине! Невероятно! Умом человеческим не понять. Россия понимается только верой! А возродить эту веру надо через возрождение храмов, и другого пути нет. «Если Бог будет на первом месте, то все остальное встанет на свои места. И только падшая душа избегает Бога», - такие слова я слышал на последней проповеди нашего владыки Марка в храме Архангела Михаила села Радужного во время вечерней службы 29 июня 2013 года.
По сути проблема в том, как людям, живущим в селе, почувствовать себя единым народом после 70 лет безбожия, репрессий и расстрелов всего передового, правильного и истинного, когда брат предавал брата, сосед доносил на соседа; как сделать, чтобы вновь стать братьями друг другу, стать одной семьей, единым большим селом. И то, что люди в селе отчуждены от храма, свидетельствует, что они еще отчуждены и друг от друга. Что надо сделать, чтобы вновь на звоннице зазвенели колокола – заговорил «язык» церкви; чтобы вновь потекла целебная вода из родникового источника; чтобы в храме зазвучали молитвы Божественной литургии. Единственный путь к этому на Руси – любовь к Господу.
А. АВДЕЕВ.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить