Календарь событий
Октябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Календарь благоприятных и неблагоприятных дней
Октябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Крестный ход

( 3 Голосов )
Рейтинг пользователей: / 3

Предыстория крестного хода

Традиция крестных ходов началась с первых веков христианства, когда верующие «ходили друг к другу на престол»,то есть шли на престольный праздник - переходили из одного храма в другой со своими святынями, с пением молитв. «Краткий церковно-богослужебный словарь» (Сочинение прот. Александра Свирелина, М.: 1916 г.) разъясняет нам: «Есть еще один вид литии (лития в переводе с греческого - коленопреклонение, усердное, всенародное моление), известный у нас под названием крестного хода. В случае какого-либо общественного бедствия, или общей нужды, или в воспоминание Божественного избавления от прежнего бедствия совершается сего рода лития. Из храма исходят с хоругвями, Животворящим Крестом, Евангелием и святыми иконами и обходят кругом все селение с молебным пением; либо становятся среди селения и тут совершают моление; либо, наконец, идут к воде и там совершают водоосвящение».

Первый крестный ход в Даровском районе
Причинами к установлению Куринского или Архангельского крестного хода в середине XVIII века послужили явление и чудеса чудотворной иконы святого Архангела Михаила.
В верстах трех-четырех от села Курино, в северо-западной стороне, близ деревни Верхокуринье один крестьянин пахал свой земельный участок. И вдруг его соха задела что-то твердое и, как ему показалось, светящееся. Поскольку он спешил, то не обратил на это внимания и поехал борозду далее. Возвращаясь назад следующей бороздой, на том же самом месте он увидел свет, который, все усиливаясь, превратился в подобие огненного столба. Крестьянин остановил лошадь, подошел к месту, откуда исходил свет, и наткнулся на камень с каким-то непонятным ему изображением. Пораженный увиденным, он принес находку к священнику и рассказал о невероятном видении. Священники без особого труда узнали на камне изображение святого Архистратига Михаила... Молва об иконе быстро распространилась по округе, жители окрестных деревень стали чтить образ Михаила Архангела и получать от нее исцеления. Вначале священники поставили эту икону в самом селе Курино. В 1739 году этот образ был перенесен в г. Хлынов в большой Троицкий и Николаевский собор, чтобы удостовериться в истинности чудес, от сего образа исходящих. Ну а поскольку от образа этого происходило немало чудотворений, то и слава о чудесах широко распространилась по Вятскому краю. Куринцы долго ждали возвращения святого образа в свое село, но безнадежно. Святая икона навсегда осталась в городе. Тогда жители села с общего согласия решили просить епархиальное начальство разрешить крестный ход из города в их село с иконою Михаила Архангела. В поданном по этому случаю прошении они писали: «Просим отпустить икону для моления ко отправлению празднества и крестного хождения к наступающему месяца июня 8 числу...» Готовясь начинать летние работы, куринские обитатели хотели испросить благословения в своих молитвах у Архангела Михаила, как особого заступника и покровителя их селения. Так утвердился и праздновался долгие времена Куринский, или точнее Архангельский, крестный ход. Впоследствии он дополнился ярмарочной распродажей, а праздник встречи иконы Архистратига Михаила стал называться Михайловской. Просуществовал он ни много, ни мало - около 200 лет.

Михайловская
Михайловская
- праздник, который даровляне почитали особенно, наравне с Троицей. В предвоенные тридцатые годы и в военные сороковые он был самым многолюдным в нашей округе. В этот день в селах после молебна устраивались ярмарки, развлечения с играми, с песнями, массовые гулянья дотемна. Подобные торжества в 18-19 веках назывались «кружками», поскольку посвящались они разным святым, «религиозным датам» и проводились поочередно в трех-четырех селах. Михайловская же обходила более десятка сел Даровского, Опаринского, Мурашинского, бывших Макарьевского и Черновского районов. Начиналась Михайловская в селе Курино 20 июня (8 июня по старому стилю). Из Курино празднества переносились в Спасское, Окатьево (25 июня), Кобру (26 июня), Боровицу (27 июня), Порели (28 июня), Красное (29 июня), Вонданку (1 июля), Верхосеверское (2 июля), Верховонданку (3 июля), Александровское (4 июля), Петропавловское (5 июля), Торопово (6 июля), Даровское (7-8 июля), Сретенье (9 июля) и далее - в Макарье, описывая круг.

Михайловская в селе Красном
Крестный ход с иконой Михаила Архангела шел из Порелей, красноселяне встречали его, разметая дорогу веником и устилая её еловыми лапками. На Михайловскую в Красное народ съезжался со всей округи: из Котельнича и Опарино, из Лукинского, Гарёвского, Шадринского сельсоветов. Строились временные торговые ряды, палатки ставились вдоль церковной ограды и с северной стороны площади. В каждой деревне были мастера кожевенного и гончарного промысла, по производству кирпича, по выгонке льняного масла. Славились гончары из Вонданки, умельцы делали лаковые кринки, большие корчаги, кувшины. Раньше посуды не было, поэтому всевозможные гончарные изделияпользовались большим спросом. Деревянные лопаты привозили из деревни Починок. Первую половину дня шла бойкая торговля, а во второй - начиналась гулянка. На ярмарку привозили карусели, медведей, бродячий цирк. Плясали барабушку, пели частушки. Под вечер деревни выстраивались вряд вдоль или поперек улицы. В середине - гармонь. Ходили навстречу и задирали друг друга. Иногда доходило и до кулачного боя. (По воспоминаниям С.Ф. Киселёвой).
Уроженка д. Малая Лукинская (с. Красное) Е.М. Двинских (85 лет) вспоминает: «29 июня была Михайловская в Красном. После молебна в церкви начиналась ярмарка. Со всех окрестных деревень собирались на ярмарку люди. Стояли подводы с кустарными изделиями: корзинами, кадушками, лаптями, деревянной посудой, а также с сельскохозяйственным инвентарем - косами, граблями, вилами. Бойко шла торговля пирожками, бубликами, сладостями. Такой весёлый праздник был! Ребятишки и взрослые глазели на выступления ручного медведя, катались на карусели. Народ окружалгармонистов, в разных местах играли и плясали на улице топопуху, барабушку, красногорочку. Все собирались также, как сейчас на рынке по воскресеньям, и если сравнивать по товару, то ярмарка была гораздо беднее, но намного интереснее и веселее».
Крестные ходы были запрещены с 1936 года, когда началось гонение на церковь. Михайловская ярмарка, не подкрепленная духовной верой, просуществовала недолго, до 1950-х годов, угасая раз за разом.
В настоящее время, по давней традиции, День села в Красном, Александровском, Верховонданке стараются провести именно в Михайловскую - любимый праздник наших бабушек и прабабушек.

(По материалам, предоставленным краеведческим музеем).

Архангел Михаил считается защитником всех православных христиан от видимых и невидимых врагов и злых духов. Крепка вера православных христиан в его помощь во всех бедах, скорбях, нуждах. К нему обращаются с молитвами об исцелении (это связано с почитанием его как победителя злых духов, которые в христианстве считались источником болезней), ему также молятся при входе в новый дом и при освящении дома, прося о спасении от воров и стихийных бедствий. В православии он почитается, как покровитель воинов. Из воинской истории России мы знаем, что одним из первых линейных кораблей с 52 пушками на борту стало судно «Архангел Михаил», спущенное на воду в 1713 году. Название его содержало прошение к Архангелу об особом покровительстве новому молодому русскому военному флоту. Корабль строился на верфях Архангельска, также названного в честь Архистратига небесного воинства. Также к нему за помощью могут обращаться те, кто занимается строительством, имеет строительные профессии, поскольку он считается и их небесным покровителем.

 

Крестный ход с иконой Святых  Царственных Мучеников
16 июля 2014 года, вот уже шестой год подряд, в Даровском районе пройдет крестный ход, посвящённый дню памяти (17 июля) царской семьи: Николая II, царицы Александры, царевен Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и царевича Алексея. Написанная в вотчине Романовых (в Костромской области) икона царской семьи хранится в Свято-Троицком храме Даровского. Оттуда с молитвами крестоходцев ей предстоит путь длиною 26 км до села Кобра. Именно там находится единственный в Вятской епархии храм, освященный в честь убиенных Святых Царственных Мучеников.

Вот отзывы некоторых людей, прошедших крестный ход:
Людмила, 51 год: «До этого я ходила в церковь от случая к случаю, чтобы поставить свечку. Решила пойти в крестный ход накануне сложной операции у моего брата. И на всем пути я молила Бога о помощи, было тяжело, но я справилась. И Бог помог! Операция прошла успешно, брат остался жив, здравствует и поныне».
Нина, 50 лет: «Я не считала себя сильно грешной, никогда не исповедовалась и не причащалась, но ради благополучия своих детей пошла в крестный ход. У святого источника «Неупиваемая Чаша» во время молебна мне стало плохо. Не помню, как вышла из купели и присела на скамейку. Рядом оказалась старушка, она и объяснила мне, что это меня темные силы от веры отводят. И когда служили всенощную в храме Царственных Мучеников, я думала, что упаду в обморок, но переборола себя».
Сергей, 46 лет: «Я инвалид, у меня проблемы с ногами. Думал, что не смогу пройти пешком такое расстояние. Но по благословлению батюшки, с верой в Господа, с молитвами я прошел через все трудности. И в конце пути эмоции просто переполнили - это ощущение благодати Божией! Ребятам, с которыми я лежал в больнице и имеющим такой же диагноз, как у меня, уже прооперировали обе ноги, а я, слава Богу, хожу на своих ногах!»
Марина, 49 лет: «Крестный ход в честь Царственных Страстотерпцев тяжелее, чем Великорецкий. Мы молились за всю Россию, по молитвам к царственным мученикам идет большая и скорая помощь. В первый год крестного хода с месяц стояла нещадная жара, мы шли под палящим солнцем. Батюшка Николай предложил помолиться и о дожде. Бог услышал нашу молитву - когда мы вернулись, послал обильный дождь!»
Надежда, 55 лет: «Меня поразило то, что женщины в возрасте старшем, чем я, выдержали такой трудный путь. По словам батюшки, всем нам помогала усиленная молитва. После 26-километрового пути мы подошли к селу Кобра. Раздался удивительный колокольный звон! Не знаю почему, но слезы сами по себе обильно заструились из глаз, и не у меня одной! Это благодать Божия на нас спустилась!»
Подготовила Галина НОРКИНА.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить