Календарь событий
Декабрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Календарь благоприятных и неблагоприятных дней
Декабрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

Николай Заварин причислен к лику святых

Рейтинг пользователей: / 0

Священник Николай Заварин, служивший в селе Пиксур, причислен к Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской. Торжества по этому случаю пройдут 20 августа в монастыре Владимирской иконы Божией Матери в селе Пиксур.

«Вера - великий дар Божий - еще долгое время жила в сердцах многих простых людей. Ее высмеивали, вытесняли, выжигали, душили, вытаптывали, расстреливали, над ней издевались и глумились. Но разве можно убить дар Божий?»

Из книги «Вятские пастыри

Более двух лет сестры Епархиального женского монастыря Владимирской иконы Божией Матери под руководством настоятельницы игуменьи Варвары изучают историю своей обители и церквей Даровского района, священнослужителей, чьи имена были вычеркнуты из людской памяти в период богоборства. Начало для их поисковой работы положила книга «Памяти жертв политических репрессий». Скудная информация в несколько строк о репрессированных священниках заставила монахинь расширить поиски в госархивах и краеведческих музеях. Работа осложнялась тем, что граница современного Даровского района была образована в 1929 году, до этого времени некоторые приходы относились к соседним уездам и волостям. Поэтому сестры побывали не только в архивах областного центра, но и Нижнего Новгорода, Вологды, Великого Устюга и других городов.

 

Буквально по крупицам им удалось собрать богатейший материал о жизни даровских подвижников. Уже вышли в свет несколько книг, изданных женским монастырем Владимирской иконы Божией Матери. Главным достижением, а скорее оценкой кропотливого труда сестер Владимирского монастыря, стало известие о канонизации (возведении в чин святого) нашего, даровского, священника Николая Заварина.

4 апреля на заседании Священного Синода было принято решение о включении в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской имени священника Николая Заварина, служившего в селе Пиксур Кировской области и принявшего мученическую смерть 19 августа 1937 года.

В мирском понимании святой – это особенный почитаемый человек, своею праведной жизнью, молитвой и добрыми делами заслуживший перед Богом особой чести. В «категории» святых есть особая группа - мучеников (Великомученица Татьяна, Вера, Надежда и др.) Это самый массовый чин святости. Сюда же относят и новомучеников – пострадавших за веру в период большевизма. Более 120 тысяч российских священнослужителей, монахов и мирян были казнены и замучены в СССР во времена официального атеизма в ходе антирелигиозных репрессий. Около двух тысяч погибших новомучеников, которые остались верны своей христианской вере, Русская православная церковь причислила к лику святых.

Канонизация святого - неординарный случай для нашей епархии, это большое и трепетное событие. Торжества по этому случаю пройдут 20 августа в монастыре Владимирской иконы Божией Матери в селе Пиксур.

Николай Заварин удостоился такой чести не просто так. Множество документов, протоколы допросов подтверждают его праведность, смирение с волей Божией. Вся его жизнь, гонения, которые он перенес, не сломили его душу, он никого не предал и сохранил веру Христову.

С любовью и благоговением мы должны обращаться к подвигу новомучеников российских. Их жизненный путь, исполненный страдания и скорби - это пример жертвенной любви к Богу и ближним, опора в переживаемых испытаниях.

Галина НОРКИНА.

НА ПУТИ К СВЯЩЕНСТВУ

Николай Кельсиевич Заварин родился 4 мая 1878 года в селе Кичменгский городок Никольского уезда Вологодской губернии в семье священника. В 1897 году, выдержав экзамен на звание учителя, Николай был определён в Верхомоломскую Спасскую церковно-приходскую школу Никольского уезда (ныне Опаринский район).

В 1900 году Николай Кельсиевич обвенчался с Любовью Фёдоровной Шемякиной из г. Никольска, которая стала для него верным другом и помощником. В августе того же года Николай Заварин был назначен псаломщиком в Никольскую церковь села Вятско-Никольского (ныне Александровского), находившегося на границе с Вятской губернией. Здесь в семье родились девять детей, правда, четверо из них умерли в младенчестве.

Обязанности псаломщика Заварин совмещал с учительскими трудами, преподавая в церковно-приходской школе, а с 1914 года - ещё и в Политовском земском училище. В 1916 году Николай Кельсиевич был рукоположен в сан диакона. Заварины ютились в таком плохоньком доме, что жить в нём, особенно в зимнее время, было просто невозможно. Несмотря на все трудности, отец Николай прослужил в селе Вятско-Никольском 25 лет, не предпринимая попыток перейти на более богатый приход. После революции 1917 года жизнь стала стремительно меняться. Советская власть отобрала у местного причта их дома, церковные земли и деньги, была конфискована библиотека, а в 1922 году - храмовая утварь.

Вскоре отец Николай узнал, что его ждёт новое, более ответственное служение пастыря при храме Владимирской иконы Божией Матери в Пиксуре. Диакон Николай Заварин стал единственным, кого успел до нового ареста рукоположить во священника 25 апреля 1926 года вернувшийся из ссылки архиепископ Вятский и Слободской Павел (Борисовский). В это время духовенство по всей России подвергалось преследованиям: многих ждали аресты, тюрьмы, концлагеря, ссылки, расстрелы. Некоторые из священников и диаконов не выдерживали, падали духом, снимали с себя сан. А в это время отец Николай решается стать иереем, зная, что ждёт его и семью… В Пиксур он переехал ещё в 1925 году - протоиерею Иоанну Двинянинову было уже 69 лет, и ему требовался помощник. Община верующих пригласила в Пиксур отца Николая, которому исполнилось 47.

ПЕРВЫЕ АРЕСТЫ

Репрессии начала 30-х годов не обошли стороной священника Николая Заварина, в 1931 году он был арестован и осуждён «за неуплату налогов». Необходимо отметить, что обложение духовенства непосильными налогами являлось одним из способов борьбы советской власти с Православной Церковью. Вместе с отцом Николаем была осуждена его дочь Надежда, которая пыталась спасти батюшку от ареста. Надежде Николаевне на тот момент было всего 20 лет. Даровской нарсуд приговорил её к двум годам, и свой срок она отбывала в нижегородской колонии на станции Буреполом.Там она познакомилась с молодым врачом Генрихом Галистровским, поляком по национальности, и вскоре вышла за него замуж. Семейная жизнь не сложилась, и Надежда Николаевна вернулась к родителям, но в дальнейшем, когда ей приходилось ходатайствовать об освобождении отца и об открытии церкви в Пиксуре, она, по-видимому, не раз прибегала к помощи сестры Генриха, муж которой работал во ВЦИКе.

Отец Николай был освобождён весной 1932 года, но в Пиксур не вернулся, так как туда уже назначили другого священника. Временно в апреле батюшка служил в Трифоновской церкви села Берёзово Юрьянского района. Прихожане расположились к нему и даже просили архиепископа Евгения (Зернова) назначить отца Николая штатным священником, но того вновь арестовали.

Свет на обстановку в селе Берёзово проливают письма протоиерея Александра Попова, занявшего настоятельскую должность в Трифоновском храме после ареста отца Николая. Батюшка сообщал в епархиальный совет следующее: «Нажим, агитация трёх лиц… не прекращается, и мне не дают покоя выдумками на меня разных нелепостей. Изгнав меня с церковной квартиры посредством ГПУ, они не постесняются и не побоятся ни Бога, ни людей изгнать меня из пределов берёзовского прихода, а то и больше».

Это самое «больше» и произошло с отцом Николаем Завариным: 4 декабря 1932 года он и его супруга Любовь Фёдоровна были арестованы и обвинены в антисоветской деятельности по срыву хлебозаготовок и коллективизации. Одним из главных свидетелей оказалась церковная сторожиха, которую органы ГПУ использовали для того, чтобы следить за происходящим на приходе.

Как же вёл себя во время следствия отец Николай? Он никого не обвинял, не искал себе оправданий и не боялся советской власти. 19 февраля 1933 года иерей Николай Заварин был осуждён на пять лет лишения свободы, но уже 26 июня его освободили благодаря ходатайствам дочери Надежды, которая ездила в Москву по делу отца. Здоровье батюшки было подорвано. 16 июля 1933 года приходской совет Владимирской церкви Пиксура направил архиепископу Евгению прошение с просьбой назначить отца Николая настоятелем их храма. Прихожане также писали, что отец Николай Заварин слишком слаб здоровьем и не в силах искать себе новое место. Через некоторое время владыка Евгений подписал соответствующий указ.

ЗАЩИЩАЯ ВЛАДИМИРСКУЮЦЕРКОВЬ

Отец Николай Заварин в Пиксуре терпел большую нужду, голодал, подвергался постоянным нападкам, даже рисковал жизнью своей и родных, но не отступался, не бросал приход, не просил владыку перевести его в другое место. Как бы ни было тяжело, он старался поддерживать в прихожанах веру и мужество и защищать Владимирскую церковь от закрытия.

Из общин Даровского района верующие пиксурского храма наиболее часто обращались в Культкомиссию при Президиуме ВЦИКа с просьбами и даже требованиями оградить их церковь от самоуправства местных властей. Об этом свидетельствуют документы, хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации. Большинство этих жалоб, просьб и петиций написаны отцом Николаем или его супругой Любовью Фёдоровной. Отвозила письма в Москву их дочь Надежда. Например, в июне 1934 года по распоряжению председателя Пиксурского (Варженского) сельсовета П.Н. Груздева стали разбирать старинную церковную ограду для строительства моста через реку Кобру. Прихожане направили телеграмму в Постоянную центральную комиссию по вопросам культа при Президиуме ВЦИКа с жалобой на беззаконие Груздева. Культкомиссия отреагировала довольно быстро и послала Даровскому райисполкому распоряжение прекратить самоуправство пиксурского председателя, но оно было проигнорировано.

Осенью по всему Даровскому району храмы стали засыпать зерном. В Пиксуре засыпали зерном лишь половину храма, другую же оставили верующим, но запретили отапливать. Храм удалось отстоять, но отцу Николаю, несмотря на слабое здоровье, пришлось совершать богослужения зимой в неотапливаемом приделе.

Церковь освободили от зерна за неделю до Вербного воскресенья, и сразу же храм был приведён в порядок. Верующие готовились к Пасхе Христовой, но местные коммунисты дали понять, что они не оставят церковь в покое. В мае 1935 года приход оштрафовали на 100 рублей из-за жалобы председателя сельсовета на продолжительный колокольный звон. Сын отца Николая 19-летний Владимир звонил в Великую субботу и сильно разозлил пиксурских коммунистов. Летом председатель сельсовета самовольно снял с колокольни четыре колокола, разломал храмовое крыльцо с северной стороны и разобрал церковный амбар.

24 сентября Даровской райисполком принял решение закрыть храм. Помещение церкви сначала хотели использовать под Народный дом и школу, но затем решили снова засыпать зерном.

По материалам «Вятского епархиального вестника»

№4 2019 года.

(Окончание следует).

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить