Календарь событий
Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4
Календарь благоприятных и неблагоприятных дней
Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4

Пастырь добрый земли Вятской

( 1 Голос )
Рейтинг пользователей: / 1

Материал о Пиксурском священнике Иоанне Иоанновиче Двинянинове буквально по крупицам был собран монахинями женского монастыря Владимирской Божией Матери. В полном виде печатался на сайте Яранской епархии и в православном журнале «Просвет». В Даровской районной библиотеке выпущена одноименная книга. Январь 1937 года. По занесенной снегом улице села Пиксур (ранее - Владимирское) брёл высокий худой старик. Длинные седые волосы выбились из-под небольшой шапки с меховой оторочкой, полы старинного черного пальто путались между ног, ещё более за-трудняя старику и без того нелёгкий путь по снежным заносам. На вид ему было лет 80. Медленно-медленно он брёл вперёд, преодолевая сильные порывы ветра. А за ним по пятам тянулась стайка местной молодёжи в сопровождении вездесущей детворы. Они кричали вдогонку старику всяческие глупые, похабные шутки, частушки, кидали ему в спину комки снега и куски льда. Он же шёл, не оборачиваясь, лишь шептал беззвучно: «Детишки, детишки… Прости им, Господи, не ведают, что творят…»

Кто же этот старик? Откуда и куда он бредёт, осыпаемый оскорблениями и издёвками тех,
кого он так любил всю свою жизнь?

Жил на Вятской земле пастырь добрый. Звали его отец Иоанн. Родился он 5 июня 1856 года в семье псаломщика Иоанна Двинянинова в одном из сёл Яранского уезда. С детства хорошо знал он жизнь крестьян со всеми её горестями и скорбями. Любил он простой сельский люд и сочувствовал ему. «Всё для земского народа, всё для земского народа, и ничего для себя» - так определил он впоследствии, став священником, цель своей жизни. «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы», - говорит Господь. Так и жил батюшка Иоанн, целиком посвящая себя служению простым людям Вятской земли и к сему же приобщая всех членов своей семьи.
Из клировых ведомостей церквей Вятской епархии мы узнаем, что Иоанн Иоаннович Двинянинов в 1880 году закончил Вятскую духовную семинарию и три года после этого служил учителем в народных училищах Яранского уезда. В 1883 году он был назначен на должность псаломщика в церковь села Сметанино, а в 1885 году посвящен в сан дьякона «к этой же церкви».
За усердную и полезную деятельность по преподаванию Закона Божия отец Иоанн неоднократно получал благодарности от епархиального начальства.

Вскоре дьякон Иоанн Двинянинов был рукоположен в сан 
иерея и определён на священническое место
в церковь села Владимирское Котельнического уезда.

Ему всего 32 года, он полон сил, энергии, а главное - желания послужить матери-церкви и родному народу. Поселившись в селе Владимир-ском, которое на долгие годы станет тем местом, куда он вкладывал всю свою душу, все силы, всю свою пастырскую любовь, батюшка Иоанн, прежде всего, начал свою деятельность со строительства нового каменного храма. Старый деревянный был построен в 1862 году сразу после основания села (в 1859 г.); он был невелик, «скуден утварью» и, по-видимому, с трудом вмещал всех верующих крестьян тех деревушек и починков, которые окружали село Владимирское в радиусе 15 километров. 1 января 1889 года во главе церковно-приходского попечительства становится отец Иоанн, а уже в сентябре 1889 года был заложен основополагающий камень в фундамент нового храма.
В клировой ведомости церкви с. Владимирское за 1891 год рукой о. Иоанна записано, что прихожане, начиная с 1874 года, собрали 2 миллиона кирпичей для построения новой церкви. А в 1890 году за счет добровольных пожертвований и продажи приношений было получено 500 рублей, «которые все употреблены на покупку строительных материалов и в уплату за кладку вновь устрояемого каменного храма строителю, крестьянину деревни Ляминской Кстининской волости Павлу Яковлеву Шельнякову».
Ровно через 10 лет новый величественный трёхпрестольный храм был построен и освящен так же, как и старый деревянный в честь Владимирской иконы Божьей Матери. Служить с тех пор стали в новом храме, а здание старого приспособили под одну из церковно-приходских школ.

«Великий труженик на поле народного просвещения», - так охарактеризовали отца Иоанна современники.
Начало просветительской и пастырской деятельности отца Иоанна Двинянинова приходится на 80-е годы XIX века. Это было время, когда взошедший на престол Александр III смело объявляет главным руководящим принципом своей политики чёткую идею: «Россия для русских и по-русски». А если по-русски, то значит, по-православному.
Александр III, утверждая «Правила о церковно-приходских школах», писал в своей резолюции: «Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле».
Одним из тех, кто ревностно взялся за исполнение этого призыва, и стал отец Иоанн Двинянинов.
Первая церковно-приход-ская школа в с. Владимирском была открыта в 1883 году, руководил её деятельностью псаломщик Алексей Локтин.
Интересны воспоминания самого о. Иоанна о том, каким он застал духовно-нравственное состояние крестьян с. Владимирского в начале своей пастырской службы: «Поступив в 1888 году священником в село Владимирское, я нашёл народ совершенно не просвещенный, грубый, подверженный порокам, в особенности пьянству. Чтобы вывести из такого состояния порученный мне святительской властью народ, я начал просвещать его светом евангельского учения с церковной кафедры, а также на домах, и на полях. Особенное же внимание обратил на обучение грамоте детей прихожан в церковно-приходской школе и деревенских школах грамоты, на которые не жалел ни сил своих, ни средств, лишь бы достигнуть выполнения желанной цели - всеобщего обучения детей на приходе. В церковно-приход-ской школе начал дело с 25-ю мальчиками, а потом прихожане так полюбили школу, что стали охотно отдавать для обучения не только мальчиков, но и девочек. Количество учащихся каждогодно увеличивалось и увеличивалось».
«Когда я построил новую школу с общежитием, - повествует батюшка, - в неё поступило тотчас же до 140 человек обоего пола. Ныне (в 1904 г.) в церковно-приходской школе обучается 134 мальчика и 69 девочек, всего 203 человека. В деревенских школах грамоты обучается: в Шухринской - 15 человек, в Коровинской - 16, в Кленовицкой - 16, в Двиншинской - 17 и в воскресной школе 25 девочек, а всего обучается обоего пола 292 человека, в том числе из других смежных приходов - Даровского, Вонданского и Кобрского.
По переписи прихожан, произведённой мною в ноябре минувшего 1903 г., оказалось, что я при помощи Божьей достиг всеобщего обучения грамоте детей прихода. По этому случаю 15 декабря 1903 г. совершено Господу благодарственное молебствие при стечении многочисленного народа… Государю же Императору Александру III, в бозе почившему, вызвавшему к жизни подавленные было церковные школы, произнесена «Вечная память».

На что же отец Иоанн обращал
преимущественное
внимание в деле
обучения детей?

Вот что пишут об этом Вятские епархиальные Ведомости в 1898 году: «Заведующий Владимирской школой священник Иоанн Двинянинов, приобретший долголетнею практикою особую умелость и знание в деле преподавания, в то же время предан школе всею душой, до самоотвержения и занимается с особенною любовию: школа - это родное детище его, которое он горячо любит и лелеет. Главное внимание своё он обращает на воспитательную часть, стремясь посеять в юных дет-ских сердцах семена истинной веры Христовой, которые впоследствии могут принести добрые плоды, так как впечатления детства тверды и неизгладимы».
Этот отзыв дополняется высказываниями учительницы Елены Окуловой: «Это неутомимый, самоотверженный и преданный своему делу человек. Храм и школа для него - всё. В продолжении одиннадцатилетней службы его здесь он успел построить новые церковь и школу, несмотря на то, что самому приходится жить в ветхом домике, часто при 7 только градусах тепла зимою. Средств для постройки школы не было, церковная казна была истощена на постройку храма, поэтому он тратил для школы свои скудные средства, а частию занимал у прихожан и расплачивался из своих же средств».
При участии о. Иоанна, по его благословению были открыты в приходе с. Владимирского и общества трезвости. Все члены семьи отца Иоанна - жена, четыре дочери и сын - помогали отцу преподавать в церковно-приходских школах. Две дочери - Августа и Елизавета - вышли замуж за крестьянских парней, также ставших народными учителями. То есть семья о. Иоанна, как и он сам, не отделяла себя от крестьянства, служила ему до самоотдачи и сроднилась с ним даже в буквальном смысле этого слова.

Основные должности о. Иоанна, которые
он занимал в течение своей многотрудной жизни и награды,
полученные им.

С 1894 года батюшка состоял членом Котельничского отделения Вятского епархиального училищного совета. В 1905 году был избран депутатом Вятского епархиального съезда. В 1912 году становится благочинным четвёртого Котельничского округа (был им до 1917 года).
Среди наград - золотой наперстный крест от Священного Синода (1904 г.), серебряный крест с украшениями (1900 г.), орден Святой Анны III степени за труды по народному образованию (1911), сан протоирея (1914).
В 1929 году он был представлен к награждению митрой… Но это уже другая страшная эпоха, эпоха, сильно изменившая, искорёжившая жизнь Русской православной церкви и всей России, а значит, и отца Иоанна, его семьи и его прихожан.
О жизни о. Иоанна
после 1917 года
мы узнаём в основном
из воспоминаний
его родственников -
внуков и правнуков.

Сохранились и некоторые официальные документы. Так, рукой благочинного записано, что с 1917 по 1929 гг. отец Иоанн исполнял должность духовника 4-го округа Котельничского благочиния. Сам отец Иоанн в клировых ведомостях этого периода пишет о том, что все его школы перешли в ведение государства, превращены в школы колхозной молодёжи. После революции батюшку выселили из его дома, и ему приходилось жить то в одном доме, то в другом - где примут сердобольные прихожане.
В 1924 году, согласно данным Государственного архива Кировской области (ГАКО), священник был как «враждебный элемент» лишен избирательных прав. Приблизительно в 1931 году, как сообщает Михаил Хоробрых, отец Иоанн был отправлен на лесоповал. Когда батюшка весь в лохмотьях вернулся, то рассказывал односельчанам: «Так в лесу умучился, норму выполнишь - с ног валишься, а норму не выполнишь - паёк не дают». А норма хлеба на день была 800 граммов. Тот, кто не выполнял трудовую норму выработки, получал в день лишь 400 граммов. Как мог выполнить норму 75-летний старик, каким был на тот момент отец Иоанн, если еще в 1929 г. он в своем прошении об увольнении его за штат писал епископу Никифору: «Имея от роду 73 года, я так ныне ослаб, что не могу продолжать служение при святой церкви. Силы не стало, одышка, болезнь горла, головокружения, трясение рук, слабость в ногах и катар желудка».

Арест
Арестовали батюшку приблизительно в 1935 или 1936 годах. В 1929 году благочинный писал об о. Иоанне следующие восторженные слова: «Строитель величественного в своём селе храма, выдающийся деятель по церковно-школьному делу, проповедник и борец с атеизмом пользуется всеобщею любовию и почётом прихода и округа. Отец Двинянинов за свою 49-летнюю беспорочную службу церкви Божией вполне достоин награждения митрою». «Проповедник и борец с атеизмом» - этих слов было вполне достаточно для вынесения смертного приговора, но, видимо, убедившись, что священник очень стар, слаб, скоро умрёт и сам, решили не тратить на него пуль, а отпустили умирать под строгим контролем местных властей. Вот что вспоминает внучка о. Иоанна Галина Бушуева: «Спустя некоторое время заставили дядю Даниила возле леса вырыть землянку, куда под охраной привезли и деда с условием, что он не будет никуда выходить и ни с кем не будет встречаться. Его приёмная дочь глубокой ночью, когда все спали, тайком приносила ему еду. Также тайком водили его в баню».
Зимой 1937 года отец Иоанн нарушил запрет властей, оставив свою землянку, изнемогая от холода, он пришел в храм, где ждали духовно близкие и дорогие ему люди. Отец Иоанн хотел их укрепить, поддержать в эти трудные минуты, ведь храм собирались закрыть. «Господь поможет! Надо укрепить их, чтобы не было между ними разногласий, обид, «чтобы были едины, как нас призывает Господь». Возможно, с такими мыслями батюшка и брёл, не замечая глумящейся молодёжи. На обратном пути в свою землянку, с трудом пройдя 7 км, отец Иоанн сильно заболел. К «государственному преступнику» врача не вызывали, а родным не разрешили за ним ухаживать. Через несколько дней отец Иоанн скончался. Глубокой ночью в сопровождении двух вооруженных милиционеров его останки увезли в неизвестном направлении.
Те, к кому приходил в храм с поддержкой о. Иоанн, были жестоко наказаны: отец Николай Заварин был расстрелян в 1937 году, его дочь Надежда осуждена на 10 лет лагерей, после освобождения вернулась в с. Пиксур, была певчей в храме. В 1952 году она снова была арестована, осуждена на 25 лет лишения свободы, в 1955 году отпущена на свободу. Вторая дочь Валентина в 1942 году осуждена на 8 лет лишения свободы. Сын Владимир расстрелян в 1938 году. Дочь Софья осуждена на 4 года лагерей. Никто из прихожан осуждён не был.
Светлая память всем, пострадавшим за Святую нашу православную веру, всем, не сломившимся простым русским людям!
Материал подготовлен епархиальным женским монастырем Владимирской иконы Божией матери с. Пиксур.
Фотография семьи отца Иоанна Иоанновича Двинянинова предоставлена краеведом п. Даровской И.С. Горянских.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить