№123 05.12.2015
Все мы платим налоги в бюджет государства, вернее, почти все. Некоторые неплательщики аргументируют свою позицию тем, что не видят, куда уходят деньги. Давайте задумаемся, а для чего мы платим налоги? В идеале для того, чтобы государство смогло реализовать все те социальные цели, в достижении которых заключается смысл существования всех демократический обществ: высокое качество жизни, здоровье, образование и благосостояние нации.
Но всё это кажется пространной фразой, это где-то далеко от нас - в государстве. Какие налоги поступают в местный бюджет и как они распределяются? На эти и другие вопросы, мы попросили ответить начальника финансового управления администрации Даровского района Веру Леонидовну НИКОЛАИЧЕВУ.
- Вера Леонидовна, расскажите, пожалуйста, куда поступают перечисления налогоплательщиков Даровского района? Какая часть из них идёт в местный бюджет? Уплата какого налога даёт наибольшие поступления в районный бюджет?
- Перечисления налогоплательщиков поступают в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. В структуру бюджетной системы РФ входят федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ. К муниципальному уровню (местные бюджеты) относятся бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских и сельских поселений, городских округов.
В доходы бюджетов муниципального района и бюджетов поселений зачисляются налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления. Основными налоговыми доходами местного уровня являются: НДФЛ - налог на доходы физических лиц (зачисления по нормативу - 30% от суммы уплаченного налога), УСНО - упрощенная система налогообложения (100%), единый налог на вмененный доход (100%), акцизы на нефтепродукты (от 0,0053% до 0,1607 %), налог на имущество организаций (20%), земельный налог (100,0%), налог на имущество физических лиц (100%).
Наибольшую долю в объеме собственных доходов районного бюджета составляют НДФЛ и УСНО.
- Куда расходуются средства от уплаты налогов, перечисляемые в местный бюджет?
- В соответствии с федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к основным полномочиями местного значения относятся: обеспечение содержания учреждений социальной сферы, а именно, культуры, образования, органов местного самоуправления; обеспечение выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, за исключением осуществления учебного процесса в образовательных учреждениях (полномочия Кировской области); содержание и ремонт автомобильных дорог местного значения; организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального района; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; обеспечение условий для развития на территории района физической культуры, массового спорта; благоустройство территорий, включая обеспечение уличного освещения. Вот на всё это и уходят деньги налогоплательщиков.
Подробную информацию о проектах районного бюджета, об исполнении районного бюджета можно посмотреть в рубрике «Бюджет для граждан» раздела «Финансы» официального сайта муниципального образования http://admdaro.ru/index.php/finansy/byudzhet-dlya-grazhdan.
- В прошлом году Правительство области приняло постановление, что размер дотации в местные бюджеты будет зависеть от того, как собираются налоги в том или ином районе...
- Да, с 2014 года работает Соглашение о выполнении мероприятий по увеличению поступлений доходов в областной и местные бюджеты, заключаемое с министерством финансов Кировской области, по которому предусмотрено ежегодное стимулирование районов из областного бюджета в виде дополнительных безвозмездных поступлений. По итогам оценки результатов работы муниципалитетов за 2014 год Даровской район в текущем году получил дополнительно финансовую помощь в сумме 1 млн 20 тыс. рублей.
Кроме того, с 2015 года в методике расчета налогового потенциала, используемого при распределении дотации районам, применен коэффициент, отражающий долю скрытой заработной платы. По Даровскому району поправочный коэффициент, учитывающий рост поступлений налога на доходы физических лиц (НДФЛ) составил 1,279, что соответствует дополнительному объему поступлений в бюджет Даровского района 5,8 млн рублей. На данную сумму району и был уменьшен объем дотации на 2015 год.
Для справки: дополнительный НДФЛ в сумме 5,8 млн рублей (поступления в бюджет района по нормативу в размере 30%) - соответствует дополнительному фонду оплаты труда в объеме 163 млн рублей.
Скрытая от налогообложения зарплата в Даровском районе, как и в других районах, конечно же, присутствует, в основном в лесной и деревообрабатывающей промышленности, в торговле (малый бизнес). Чтобы обеспечить требуемый рост НДФЛ в целом по району, фонд оплаты труда по вышеуказанным отраслям района необходимо в 2015 году увеличить в 2 раза. Добиться данного результата в рамках одного календарного года практически невозможно.
Соответственно, главный стимул, на который была сделана ставка правительства региона с целью активизации и повышения эффективности работы местных властей с бизнесом, не сработал. По моему мнению, причины следующие: непрозрачная, непонятная методика расчета объема скрытой зарплаты по территориям, сверхвысокий уровень показателя по нескольким районам, включая наш, плюс неучтенные индивидуальные проблемы районов, в том числе по нашему району - ликвидация ООО «Даровской лесхоз». Можно сказать, что и в целом экономические условия не способствовали благоприятному прогнозу.
- На территории района работает межведомственная комиссия по обеспечению поступления доходов в районный бюджет. Чем она занимается?
- Основной задачей межведомственной комиссии является организация взаимодействия администрации района с территориальными федеральными органами власти и другими заинтересованными структурами по вопросам доведения работодателями заработной платы не только до прожиточного минимума, но и до среднеотраслевого уровня по району, по вопросам легализации заработной платы, легализации «теневого» бизнеса, обеспечения полноты и своевременности поступления налоговых и неналоговых доходов.
Итоги работы МВК ежеквартально публикуются в новостном разделе официального сайта муниципального образования.
- Водители района часто задают вопрос: «Почему нам приходится ездить по разбитым дорогам, если мы регулярно платим транспортный налог?» Куда уходят деньги добросовестных плательщиков?
- Транспортный налог поступает полностью в областной бюджет. Годовая сумма начислений по данному налогу в Даровском районе за 2014 год составила 12,3 млн рублей, в том числе по физическим лицам - 10,2 млн рублей, а объем расходов по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения (дорожные фонды) в целом по району на 2015 год предусмотрен в сумме 23,6 млн рублей. (Данный объем средств соответствует стоимости асфальтирования дорожного полотна протяжённостью 2 км).
Источниками муниципальных дорожных фондов определены субсидия на содержание и ремонт автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в сумме 18,2 млн рублей и акцизы на нефтепродукты - 5,4 млн рублей.
Областной бюджет выделяет субсидию на содержание и ремонт 336 км дорог местного значения вне границ населенных пунктов из расчета по нормативу (по 5 категории дорог) 77,5 тыс. рублей на 1 км.
Второй источник дорожного фонда - акцизы в сумме 5,4 млн рублей остается на содержание и ремонт автомобильных дорог местного значения, включая улично-дорожную сеть в границах всех населенных пунктов района, включая пгт Даровской. Общая протяженность улично-дорожной сети составляет 206 км.
Других источников для пополнения дорожных фондов в настоящее время нет. В данных условиях мы должны стараться балансировать интересы жителей и возможности бюджета качеством проводимых работ и, конечно же, напоминать о бережном отношении к дорогам.
- Вера Леонидовна, что бывает за уклонение от уплаты налогов или за элементарную забывчивость граждан?
- Независимо от причины неплательщикам предусмотрены штрафные санкции (пени). А заключительной процедурой принудительного взыскания налогов, пеней, санкций является проведение налоговым органом и судебным приставом мероприятий по обращению взыскания на имущество налогоплательщика.
Большинство даровлян - честные налогоплательщики
В этом мы убедились, опросив 35 человек разного возраста, все они утвердительно ответили на вопрос «Платите ли вы налоги?» Два человека из опрошенных сказали, что получают «серую зарплату», поэтому не платят государству НДФЛ, соответственно, работодатели не отчисляют на них средства в Пенсионный фонд, в фонды социального страхования и обязательного медицинского страхования, но от уплаты остальных налогов не уклоняются.
На вопрос «Знаете ли вы, на какие нужды идут налоги, которые вы платите?» лишь 8 человек из 35 ответили утвердительно, 7 человек сказали, что примерно представляют, о чём идёт речь, а 20 человек честно признались, что не имеют об этом никакого понятия. Один из респондентов - студент финансового факультета - практически ответил на экзаменационные билеты по бюджетной системе РФ. В частности, он рассказал, что все перечисления налогоплательщиков поступают в кассу государства, откуда потом распределяются на различные нужды. Он выделил несколько направлений расходования бюджетных средств: финансовое обеспечение правоохранительных органов, содержание больниц, школ, детских домов, армии, финансирование государственных программ и национальных приоритетных проектов, строительство и благоустройство социальных объектов и территорий. Ответственный студент отметил, что это лишь часть направлений расходования бюджетных средств, но уже отсюда можно сделать вывод о необходимости уплаты налогов. Достаточные налоговые поступления способны обеспечить безопасность, финансовую стабильность и независимость государства.
И ещё мы спросили «Будучи добросовестным налогоплательщиком, какие услуги вы бы хотели получать от государства?» Половина опрошенных высказались за качественное бесплатное медицинское обслуживание, 8 человек за качественное бесплатное образование, 25 человек за нормальные дороги. Были и единичные ответы: предоставление рабочих мест и бесплатного жилья, увеличение детских пособий, бесплатное оформление бумаг и справок. Три человека высказали мнение, что были бы очень рады, если бы уплаченные налоги пошли на благоустройство посёлка. Два человека признались, что лучше бы налогов не было вообще и сказали, что от государства они ничего не ждут и отдавать ничего не хотят, но приходится. Один человек из респондентов заявил, что готов отдавать и больший процент налогов при условии, что государство обеспечит качественной бесплатной медициной, хорошими дорогами, детей - бесплатным высшим образованием, а родителей - достойными пенсиями.
Статей расходования бюджетных средств (в том числе, зачислений от уплаты налогов) очень много, и некоторые из них мы не видим, не ощущаем на себе, а в некоторых вещах попросту не разбираемся в силу незнания финансовых нюансов бюджетной политики государства. Но, немного вникнув в этот вопрос, становится понятно, что, платя налоги, мы помогаем жить нашему району. Та доля налоговых отчислений, которая попадает в местный бюджет, идёт на развитие и поддержку важных социальных аспектов жизнедеятельности Даровского района, на решение необходимых вопросов.
Если мы можем сделать жизнь лучше, так давайте будем это делать все вместе, сообща, и начнём с того, что будем платить все налоги в полном объёме.
В этом году срок уплаты имущественных налогов с физических лиц был установлен
до 1 октября. По данным налоговой инспекции по состоянию на 1 октября 2015 года 85,7% добросовестных налогоплательщиков
Даровского района оплатили транспортный налог, 89,7% - налог на имущество
физических лиц, 81,3% - земельный налог.
Подготовила Елена КОБАКА.