ФГОС: первые оценки

( 1 Голос )
Рейтинг пользователей: / 1

Пять лет назад с 1 сентября 2011 года все школы Кировской области с первого класса перешли на новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС), государственные школы сделали это на год раньше. В этом учебном году новый стандарт пришел в среднее звено, по нему работают уже в 5-х классах.

Об особенностях работы по ФГОС мы попросили рассказать заместителя директора по учебно-воспитательной работе средней школы п. Даровской Валентину Николаевну ЧИГАРЕВУ.


Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает обязательное соблюдение трех основных требований: к условиям, к содержанию, к результатам обучения. Кратко расшифруем каждое из них.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ. Одно из условий - кадры: учить детей должны высококвалифицированные педагоги-профессионалы. Важным является и материально-техническое обеспечение, включающее бесплатное обеспечение учебниками, оснащение учебных кабинетов техническими средствами, выходом в Интернет, создание условий для занятий спортом, проектной деятельностью, хореографией и т.д.

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ. Каждая школа на учебный год разрабатывает основную образовательную программу. В ней есть обязательные разделы: пояснительная записка, программа формирования универсальных учебных действий, планируемых по годам обучения, и результаты на выходе, программа коррекционной работы, программа духовно-нравственного развития и воспитания, программа ЗОЖ и экологической культуры, система оценки достижений планируемых результатов, система условий реализации образовательных программ, приложения в виде рабочих программ учителей по предметам, а также программы внеурочных занятий. Образовательная программа - это продукт огромного, просто титанического труда администрации школы и педагогов.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ. По новому стандарту важны не только предметные результаты (опыт деятельности по получению, преобразованию и применению новых знаний), но и метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные), а также личностные. Отслеживание и оценивание результатов - это самый сложный процесс. Например, отследить личностные результаты в классе, где 3-5 человек, вполне реально, а где 25 - достаточно сложно. Из личностных результатов мы пока отслеживаем уровень мотивации (желание учиться). Диагностика проводится в 1-м и 4-м классах, результаты первого выпуска по ФГОС нас порадовали, желание учиться в школе у детей не снизилось.
Для отслеживания метапредметных результатов у нас разработаны листы наблюдений. Сначала себя оценивает ребенок, а потом его оценивает учитель, оценка идет в цветовой гамме (зеленый - умею, желтый - умею, но иногда ошибаюсь, красный - не умею). Эта информация важна не только для учителя, но и для родителей, потому что видно не только то, что ребенок умеет и не умеет, но и насколько адекватно он оценивает себя и свои результаты. Все таблицы вкладываются в портфолио ученика.
Предметные результаты по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру выявляются в ходе проверочных работ, все итоги учитель заносит в таблицы образовательных результатов по каждому ученику и по классу в целом. Индивидуальные таблицы вкладываются в портфолио. Если в 1 классе отметки не выставляются, то со второго класса сумма баллов переводится в отметку по следующей шкале: 95-100% - «5», 75-94% - «4», 50-74% - «3».
В конце года, начиная с 1 класса, учащиеся выполняют 3 итоговых работы: по русскому языку, математике и комплексную работу на межпредметной основе. Комплексная работа включает текст и задания базового и повышенного уровня, которые ребенок должен выполнить, опираясь на сведения из текста. При этом прежде всего проверяется умение ученика работать с информацией, на некоторые вопросы можно ответить, опираясь на знания из других предметов или свой личный опыт.
Учащиеся 4 классов первого выпуска по ФГОС в прошлом году выполняли работы по внутренней (школьной) и внешней оценке. Тексты с заданиями приходили из ЦОКО (Центра оценки качества образования), и процедура выполнения была близка к ЕГЭ. Результаты работы, которую учащиеся четвертых классов писали в апреле, школа получила из ЦОКО в августе, причем все они были выше среднеобластных: русский язык - 100%, математика - 85%, комплексная работа - 98%.

По новым стандартам есть особенности и в организации учебного процесса.
Во-первых, это СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА. Учитель должен так построить урок, чтобы ученик сам понял, чему он на этом уроке может научиться, а затем организовать деятельность учащихся по получению и применению знаний.
Обязательным на уроках является использование информационно-коммуникационных технологий, каждый кабинет в начальных классах оснащен проектором, в трёх классах - интерактивными досками. К учебникам по математике, русскому языку, литературному чтению, технологии есть электронные приложения, которые учитель применяет на нужном этапе урока, в том числе и для проверки знаний. Уроки, реализующие деятельностный подход, позволяют сформировать у ученика универсальные учебные навыки (умение анализировать, сравнивать, делать выводы и т.д.).

Во-вторых, стандарт предполагает ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
Она ведется по пяти направлениям: спортивно-оздоровительному, общекультурному, общеинтеллектуальному, духовно-нравственному и социальному. На каждое направление в каждом классе отводится по одному часу в неделю.
Спортивно-оздоровительный час с подвижными играми обычно ведут учителя физкультуры, в этом году первоклассники в рамках этого направления занимаются ритмикой и танцами.
Занятия духовно-нравственной направленности проводят классные руководители и работники дет-ской библиотеки.
Общекультурный час обычно посвящается подготовке к школьным праздникам.
Социальное направление обеспечивается занятиями с классным руководителем и школьным психологом. У учащихся первых классов занятия направлены на адаптацию к школьной жизни, у школьников 2-4 классов – на умение общаться со взрослыми, сверстниками, на осознание своих личностных качеств, умение вести себя в разных жизненных ситуациях.
Занятия общеинтеллектуальной направленности для 1-2 классов в предыдущие годы в школе проходили в кабинете информатики, с этого года для всех классов начальной школы за основу взята программа по развитию познавательных способностей учащихся «Умники и умницы».

Ещё одной составляющей работы по новым стандартам являются ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Портфолио - это накопительная система оценки индивидуальных образовательных достижений. Результаты деятельности ученика на уроках и во внеурочной деятельности (дипломы, грамоты, сертификаты, таблицы достижений, текущие проверочные и итоговые работы) складываются в портфолио.
Если раньше проектами занимались только учащиеся старших классов, то сейчас проектная деятельность является обязательной с первого класса. Конечно, проекты дети в основном делают с родителями, но защищают они их сами.

Как и в каждом нововведении, в ФГОС есть свои плюсы и минусы.
Большой ПЛЮС я вижу в том, что все новшества направлены на развитие ученика и воспитание в нем лучших человеческих качеств. Кроме того, оценка стала более индивидуализированной, дети и родители наглядно видят результаты учбной и внеурочной деятельности.
Самый большой МИНУС - это перегрузка детей занятиями внеурочной деятельности (пока не удается организовать их с учетом интересов учащихся) и загруженность учителей бумажной работой. Оценивание результатов по самым разным параметрам - это очень трудоемкий для учителя процесс, ведь наполняемость в классах до 28 учащихся, а кроме обычного журнала надо вести ещё и электронный.
В ЦЕЛОМ стандарт и все изменения, связанные с ним, - это требования сегодняшнего дня, от этого никуда не деться. Современный учитель должен быть компетентным и в составлении рабочих программ, и в проведении различных процедур оценивания, и в организации урока. Всем: и педагогам, и школьникам, и родителям - надо просто суметь перестроиться и привыкнуть к работе в новых условиях.

Первопроходцами в освоении ФГОС в Даровской школе стали Нина Михайловна ЗАЙЦЕВА, Светлана Николаевна МАСЛОВА и Вера Васильевна СЛОБОДИНА.
Это учителя-профессионалы, имеющие богатый опыт практической работы. Все наработки (программы, структура портфолио, листы оценки метапредметных результатов и т.д), что на сегодняшний день школа имеет по ФГОС, было сделано при их активном участии. Они давали открытые уроки, выступали на семинарах. Всё это требовало от них больших усилий, временных затрат.
Я очень благодарна своим учителям за поддержку и помощь в реализации этих новшеств. Кстати, наш опыт по оценке предметных и метапредметных результатов используют школы района и некоторые школы г. Котельнича и Котельничского района.

Высказать свое мнение об освоении федеральных образовательных стандартов мы попросили «первопроходцев», УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

Светлана Николаевна МАСЛОВА, педстаж 24 года:
- Конечно, с введением госстандарта ощутимо прибавилось работы у всех: у учителей, родителей и у детей.
Во-первых, обязательной с 1 класса стала проектная деятельность. А ведь прежде чем начать работать над проектом, надо провести с детьми и с родителями большую подготовительную работу, начиная с выбора темы, сбора материалов и заканчивая защитой. Зато в 4 классе небольшой проект ребенок мог сделать в течение урока, потому что он учился делать это с 1 класса. Во-вторых, внеурочная деятельность. К «внеурочке» мне приходилось готовиться основательнее, чем к уроку, потому что всё было с нуля. В-третьих, портфолио. Это папка с результатами работы ученика за 4 года, в ней больше ста файлов. Здесь всё: проекты, лучшие творческие работы, контрольные, грамоты, сертификаты. Это огромный совместный труд учителя, родителей и ребенка.
Что касается уроков, то для нас новый стандарт оказался не настолько новым, учителя начальных классов в нашей школе работали по программе Н.Ф. Виноградовой «Школа 21 века», в ней были заложены основные принципы нового стандарта, парная и коллективная работы, рефлексия. Я выпустила два класса по этой программе. Вот когда начинали по ней заниматься, тогда да, было трудно.

Очень хорошо, что сейчас много материала к урокам подготовлено на дисках. Например, по технологии педагог на экране рассказывает, показывает, как надо делать, мы останавливаем изображение и делаем. Причем шаблоны даны в тетрадях, а раньше к каждому уроку мы всей семьей сидели трафареты резали - все коробочки из-под любых материалов шли в дело, ни одной бумажки в доме не выкидывалось. Детям очень нравятся электронные тренажеры по математике, уроки рисования. Что интересно, мои ученики, которые сейчас уже закончили школу, восхищались в своё время картинками на мониторе в компьютерном классе; те ребята, которые сейчас в 9-м, с удовольствием смотрели презентации; сегодняшние пятиклассники с удовольствием работали с интерактивной доской, а мои нынешние первоклассники со своими планшетами управляются играючи. Вот изучали мы знаки «больше» и «меньше», так некоторые четче поняли материал, поиграв и потренировавшись на интерактивной доске.
Надо отметить, что нынешние пятиклассники, когда учились в начальной школе, с удовольствием шли на уроки, у них глаза горели в предвкушении новых открытий. Радость познания они испытали в полной мере.

Конечно, испытали и трудности, особенно в подготовке к экзаменам, которые по форме проведения были очень похожи на ЕГЭ. Много пришлось заниматься дополнительно. Сколько работ распечатывали родители, просто не счесть! Конечно, было очень приятно, что результаты работы по русскому языку, математике, комплексной работе у учащихся нашей школы были выше среднеобластных.

Нина Михайловна ЗАЙЦЕВА, педстаж 36 лет:
- Сказать, что занятия по новому стандарту были принципиально новыми нельзя. Мы в школе уже шли по программе «Школа 21 века», где развивающие задания были заложены, и программа «Школа России» не была для нас новой, мы по ней занимались, правда, сейчас она в более доработанном варианте. Новое то, что дети должны сами добывать знания, что появились нестандартные формы заданий. На уроках ребята стали смелее высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения, для них стало нормой выполнение творческих работ, инсценирование литературных произведений. Проекты, которые дети делают не только на компьютере, но и от руки, учат их говорить и выступать перед одноклассниками, ведь проект надо защищать.
Мне казалось, что дети сильно загружены на «внеурочке», а они говорили, что им нравятся занятия с психологом, посещение музея и библиотеки. Занятия внеурочной деятельностью направлены на расширение кругозора детей. Конечно, нас, педагогов, «достала» документация - бумаг было заполнено и исписано огромное количество, программы надо было сделать не только по предметам, но и по внеурочной деятельности, по каждому направлению. Подготовка к экзамену была напряженной и для нас, и для детей. Обидно, что результаты из ЦОКО пришли только в обобщенном виде, а родителям, детям и нам, учителям, хотелось увидеть свои плюсы и минусы.

МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ сегодняшних пятиклассников, третьеклассников и второклассников (мамы просили не называть их фамилий)
- Мы были в числе первых, осваивавших новый стандарт. У меня есть, с чем сравнивать. Старший ребенок учился по другой программе, у них была продленка, и проблем было намного меньше. Письменные и устные задания он выполнял на продленке, надо было только проверить. 
С младшей всё гораздо сложнее. Внеурочка, дежурная группа, в итоге домашние задания (и устные, и письменные) выполняли вечером. С первого класса начались проекты. Темы ребенок без родителя освоить был не в состоянии. Это сейчас ребята делают проекты даже в тетрадях, а у нас это было только на компьютере, и все 25 работ вывешивались на стенде в классе. Позже проекты ребенок уже стал делать сам. Информация, которую дети должны запомнить, просто неподъемная.
«Внеурочка» для детей - это ещё два дополнительных урока, дети просто уже не в состоянии воспринимать информацию, которую учителя обязаны в них «впихнуть». А сколько тестов было прорешано перед экзаменом, это просто немыслимо!

- Плохо, что у моего ребенка нет продленки, вечером отдыха нет ни ребенку, ни родителям, потому что выполняются домашние задания. Объем очень большой. По чтению 4-5 листов, по окружающему миру не меньше, а ведь надо не просто прочитать, но и запомнить, выполнить задания. Некоторые вопросы нас, взрослых, ставят в тупик. Объем материала большой, а вот закрепления пройденного почти нет, поэтому то, что ребенок изучал в начале триместра, к концу уже не помнит. Дети очень нервные, у них постоянный страх ошибиться, не то поставить или написать в тетради. 
Хорошо, что учебники бесплатные, но комплект тетрадей к ним стоит около 2 тысяч рублей. А ещё , на мой взгляд, нельзя со 2-го класса изучать иностранный язык. Два месяца учим, а дети должны уже предложения на немецком писать, ну, не все же дети вундеркинды! Мы раньше начинали в пятом классе и не так галопом, а основательно учили и запоминали, а сейчас они ещё по-русски глаголы не изучали, а по-немецки должны знать. Меня очень беспокоит, что ребенку уже стало всё равно, какую оценку ему поставят - четыре или два.

- Сейчас мы учимся в третьем классе. Сначала было сложно. В первом классе шокировало количество проектов, сейчас моя дочь проекты делает сама - рисует, сочиняет, рассказывает. Я считаю, что школа - это работа, надо трудиться. Мне даже интересно заниматься, я вместе с дочкой учусь заново. За компьютер она садится на час вечером, когда все уроки сделаны и портфель на завтра собран.

- На мой взгляд, программа очень сложная, без моей постоянной помощи ребенку ее просто не освоить. Задания по окружающему миру всегда выполняем с двумя справочниками, объем информации для чтения и усвоения очень большой. Стараюсь, чтобы с 1 класса проекты мой ребенок делал сам. Я рада, что он ходит на продленку. Письменные задания она выполняет там, я ежедневно проверяю, что-то иногда доделываем, переделываем. На устные каждый день тратится около двух часов, а если бы ещё и письменные выполнять, то спать было бы некогда.
Подготовила Ольга АММОСОВА.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить