<
| Февраль 2025 | >
|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 1 | 2 |
<
| Февраль 2025 | >
|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 1 | 2 |
№83 23.07.2013
Наш разговор с директором средней школы п. Даровской Верой Алексеевной Поздиной состоялся накануне ее юбилейного дня рождения. Он был не только о работе, но и о жизни, об интересах и увлечениях, о том, что радует и печалит.
- Первый вопрос традиционный: кто родители, где Вы родились и учились?
- Родилась я в Даровском. Папа у меня был вторым секретарем райкома комсомола, его направили в Кобру, где он работал секретарем парторганизации колхоза «Знамя Ленина», поэтому в 1-й класс я пошла там. Училась вместе со Светой Сметаниной (сегодня директор школы с. Кобра), Женей Коневым (до недавнего времени директором ДЮСШ). Нашей первой учительницей была Маргарита Леонидовна Обухова. Со 2 класса я уже была ученицей Даровской средней школы. Мама у меня работала бухгалтером на маслозаводе, в сельхозуправлении.
- Выбор профессии был не случайным?
- Учителем я захотела стать в старших классах. До этого мечтала о другом. С детства я очень любила землю. Мама мне, маленькой, выделяла грядочку, которую я засевала, за которой ухаживала. Отец, по специальности агроном, видя моё увлечение, говорил, что мне надо поступать в Тимирязевку. У меня был справочник для поступающих в вузы, я смотрела на него, мечтала поступить в сельскохозяйственную академию, а потом работать в теплице. Но в 70-е годы ехать поступать далеко, особенно в Москву, было боязно, чаще всего отправлялись на учебу в Киров. В старших классах я была секретарем комсомольской организации школы, и Г.А. Прокашев выдал мне комсомольскую путевку на учебу в пединститут. В школе я была просто влюблена в учительницу математики Лидию Назаровну Краеву и в предмет, который она преподавала, это и стало решающим - поехала поступать на математический факультет.
- На биологический факультет поступать не было желания?
- Нет, для меня была главной работа с землей. Я и сейчас прихожу с работы, сумку - на лавочку, и в огород, к своим цветам. Отрицательную энергию там оставила, можно и домой заходить. У меня и дочери теперь тоже нужна земля, она очень любит мастерить, полоть, садить. Без Кати, конечно, я такой огородище, какой у нас с ней сейчас, осилить бы не смогла.
- Интересно было учиться в институте?
- По комсомольским путевкам от района в пединститут в тот год поехали поступать человек 25. Поступили 19, среди них были Валя Козлова (Чигарева), Таня Черепанова (Кропотова), Женя Конев, Лена Глазырина… Большая часть до сих пор работает учителями. Учиться мне очень нравилось, именно в институте я поняла, что сделала правильный выбор. В нашей группе начинали учиться 25 человек, закончили институт - 14. Жили все в общежитии, так сдружились, что до сих пор ежегодно встречаемся.
- Начало работы было трудным?
- Меня очень хорошо приняли. По распределению в 1980 году я приехала в Даровской и пришла в очно-заочную школу. Именно она дала мне путевку в жизнь, в работу. Здесь тогда были очень сильные педагоги: Л.А. Пупова, Л.И. Перетягина, Н.А. Громазина, А.П. Усатов, Н.К. Холманских… Они своим примером учили меня работать. Ответственность, обязательность, дисциплинированность - это от них. В коллективе я была самая молодая, а обучали мы взрослых, порой 40-45-летних. Как-то веду физику, тема урока «Двигатель внутреннего сгорания». Стараюсь, показываю, рассказываю. Урок закончился, мне один ученик и говорит: «Мы все поняли - на тракторе работать можете!»
- Были сложности в преподавании?
- Нет. Вот только когда начались ЕГЭ, пришлось забыть про сад-огород и все время решать и решать. Свободный вечер у меня был только в субботу: дома прибралась, в баню сходила и до воскресенья - свобода. А в воскресенье с обеда снова уже садишься за задачки и уравнения, потому что как идти на урок без этого, все должно быть сначала прорешано.
- В каком году Вы стали директором?
- В 1997-м. Директора тогда выбирали, и претенденты были даже из других районов. Я отказывалась, семья была против. И, наверное, решающими для меня стали слова Изольды Семеновны Зубаревой: «Ты хочешь родную школу кому-то подарить? Неужели ты её подставишь?!» Совесть сыграла свою роль, и ключи я взяла.
- Я так понимаю, что трудностей было много, хотелось порой бросить?
- Да, и неоднократно. Как-то был период, когда я вообще хотела уйти из школы, но не смогла. Середина учебного года, у меня 11-й класс (4 золотых медалиста и 3 серебряных), я их с 5 класса вела. Пришла на урок, смотрю на них и понимаю: как я их брошу, подведу перед экзаменом? Сижу, они пишут, на меня тихонько взглянут, а у меня слезы на глазах. Если бы не они… Меня ведь тогда уже ноги в школу не несли. А вот после этого урока, когда поняла, что не смогу их бросить, всё плохое ушло, начался какой-то новый этап.
- Был ли в Вашей жизни ценный совет, которым Вы руководствовались?
- Отец у меня - человек очень обязательный, вот он всегда говорил: «Чего бы тебя ни попросили, убейся, но сделай. Начал - доведи дело до конца». Это было для меня основой. Бывали ситуации - руки бы опустила, и всё, но нет, дело надо довести до конца.
- Сложно совмещать директорскую и учительскую работу?
- С возрастом стало сложнее, но это надо. Если не учишь, постепенно отдаляешься и от детских, и от учительских проблем, а педагогов и детей надо чувствовать. В этом году я впервые не вела уроки, конечно, было легче, не было такого цейтнота, как раньше, когда и хозяйственные дела срочно нужно делать, и на урок бежать. Сейчас работать руководителем стало просто невыносимо. Отчетность - немедленно, спрос - за каждый шаг. В последние годы стало сложнее и с родителями. Многие не могут понять, что это ИХ ДЕТИ. Школа закончится, а дети останутся. Мы, педагоги, стараемся помочь, подсказать, чтобы в дальнейшем не было проблем. Но ведь далеко не все хотят даже что-то слышать.
- Какие качества в учителе Вы считаете основополагающими?
- В первую очередь - любовь к детям. Второе - знание предмета. Детей не обманешь, они видят, если учитель дает только по учебнику. И в-третьих, я понимаю, что, наверное, не права, но для работы в школе нужно, чтобы на первом месте были не «я и семья», а «школа». В детей надо вкладывать душу, а если этого нет, то и результат соответствующий.
- И видны результаты?
- Конечно. Иногда ребенка ругаешь, воспитываешь, а он спустя годы приходит и говорит тебе спасибо. А бывает, отличник через год идет по улице и отворачивается, делает вид, что тебя не знает. Вот ездили к предпринимателям просить для школы пиломатериал. На пилорамах работают наши бывшие ученики, и так было приятно услышать: «Неужели я родной школе не помогу!»
- А сейчас о том, что нравится-не нравится. Какое у Вас любимое время года?
- Весна, потому что приходит время для рассады, и лето - это цветы, огород и лес.
Четыре года назад получила водительское удостоверение, и сейчас не надо никого просить - села в машину и поехала за грибами и за ягодами.
- А ещё как любите отдыхать?
- Ездить очень люблю. В студенческие годы работала проводником, проехала от Москвы до Красноярска, от Котласа до юга. Потом были поездки по путевкам: Прибалтика, Белоруссия. Я вообще очень легка на подъем. Как-то поехала на встречу с однокурсниками после выпускного, который закончился в 4 утра. Заскочила в автобус, он еще не тронулся, а я уже уснула. Сейчас мы с коллегами частенько выезжаем на концерты в Киров, все вместе - на природу. Как-то 12 лет назад по горящей путевке поехала в санаторий, познакомилась с двумя женщинами. С тех пор вот уже 12 лет мы ежегодно отдыхаем вместе. Они старше меня. Одна уже давно на пенсии, она летом заготовляет и продает рыжики, чтобы заработать на путевку и обязательно встретиться.
- Ваше любимое блюдо?
- Свои пельмешки. Люблю делать руками, у них вкус совсем другой. Зимой стараюсь не лениться, да и сейчас они есть у меня в холодильнике.
- Есть ли у Вас любимый праздник?
- 1 сентября. Даже если уйду из школы, он все равно будет самым главным. Его всегда ждешь и встречаешь с радостью. Каждый раз это ожидание чего-то нового, это праздник!
- Что Вас «греет» в жизни?
- Дети. И свои, и не свои. Свои дети, конечно, поддерживают во всем, помогают. Сын, когда приезжает, всю мужскую работу в доме делает. С дочкой у нас большое приусадебное хозяйство. С внучкой мы вместе ходим «ремонтировать» школу.
- Чего бы Вы пожелали себе, школе, людям?
- Себе - спокойной жизни, школе - процветания, а всем людям - добра!
Ольга АММОСОВА.