<
| Январь 2025 | >
|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 |
<
| Январь 2025 | >
|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 |
№73 20.09.2024
Наша землячка Наталья Михайловна Дальская выросла в музыкальной семье Михаила Анатольевича и Надежды Александровны Метёлевых, и сама связала свою жизнь с музыкой. Уже много лет она учит детей народной песне, а также является участницей известного питерского вокального проекта «ЭтноДеффки». Мы встретились с Натальей во время её приезда в Даровской, и она рассказала о своём детстве, начале творческого пути и дальнейшей музыкальной карьере.
- Наталья, ты выросла в музыкальной семье. Расскажи о ней.
- Мой отец Михаил Анатольевич много лет работал в РЦКиД баянистом и хормейстером, играл на многих музыкальных инструментах - на баяне, фортепиано, на гитаре, на ту́бе. Мама Надежда Александровна работала музыкальным руководителем в детском саду «Василёк», а я была его воспитанницей. В садике она ко всем детям относилась одинаково – развивала музыкальные способности каждого ребёнка, и меня среди других ребят не выделяла.
Первая песня, которую я исполнила сольно, называлась «Выглянуло солнышко, блещет на лугу». Она была тёплой, светлой и очень мне нравилась, эту песню мама учила со мной дома. Помню, как пела в детском саду ещё одну песню «Мир похож на цветной луг» (на фото), играла роли в небольших сценках и на праздниках, Снегурочкой была до самого окончания садика!
В начальных классах я записалась в музыкальную школу и проучилась в ней два года, но у меня не получилось там найти подруг, поэтому однажды я пришла к родителям и объявила, что больше не хочу там учиться. Они не стали меня отговаривать, но помню, папа тогда сказал: «Наташа, когда-нибудь ты об этом пожалеешь». С 5 по 11 класс я практически не пела, почему-то стеснялась выходить на сцену.
- Кем ты мечтала стать в школьные годы?
- Ой, да кем только не мечтала! Я очень долго не могла определиться с будущей профессией - всё сомневалась. У меня была школьная подруга Анжелика Девятых (сейчас Карманова), и мы с ней на пару хотели стать секретарями, потом дизайнерами, психологами, следователями, моделями (даже посылали свои фотографии на какой-то конкурс). Затем решили поступать на иняз и поехали на подготовительные курсы, но там я сразу же поняла, что эту учебу не потяну, и вот тут у меня внезапно появилось желание пойти учиться на хореографа.
- Ты увлекалась танцами?
- В том-то и дело, что нет. До 11-го класса я вообще не танцевала! На удивление, эту идею родители поддержали, и два месяца до окончания школы я занималась у хореографа Веры Спартаковны Брыляковой – учила хореографию, станок, народный танец. На тот момент я пребывала в полной уверенности, что обязательно поступлю, но когда приехала в Киров сдавать экзамены в училище культуры, хореограф почему-то меня постоянно ругал. Я же наивно полагала, что раз ругает, значит, хочет, чтобы я поступила! Конечно же, на экзамене я провалилась - среди поступающих были девушки, которые занимались хореографией с первого класса, и их уровень подготовки не шёл ни в какое сравнение с моим. И вот я стою, рыдаю, и вдруг ко мне подходит преподаватель кафедры народного художественного творчества Ольга Бориславская.
- Ты что, не прошла первый тур?
- Не-е-е-ет… Берёт меня за плечи и уводит на третий этаж.
- Знаешь какие-нибудь народные песни?
А я их очень не любила и почти не знала, хотя папа, перед тем как я поехала поступать, не раз мне говорил: «Учи народные песни на всякий случай!» В итоге я спела один куплет «Ой, цветёт калина», куплет ещё какой-то песни, через несколько дней написала на четвёрку сочинение, и в итоге стала студенткой отделения народного художественного творчества, чему была очень рада.
- Чем тебе запомнилась учёба в училище культуры?
- С первых дней я целиком и полностью окунулась в хоровую музыку, которую очень быстро полюбила. всей душой В училище я увлечённо занималась фортепиано, и у меня это прекрасно получалось - педагоги хвалили. Среди изучаемых предметов были дирижирование, сольфеджио, теория музыки, вокал, хоровой ансамбль и другие. С однокурсниками мы учились ставить концерты и спектакли, организовывать игровые программы, писать сценарии. Всё это было очень интересно и позднее пригодилось мне в работе с детским коллективом. Во время учёбы в составе трио, а иногда и сольно я выступала на многих городских концертах. Кстати, поначалу у меня присутствовала боязнь сцены, но со временем с этой проблемой я всё же справилась.
Три года пролетели как один миг, и уже в начале третьего курса я поняла, что очень хочу учиться дальше, хочу развивать свой голос. О Москве и Гнесинке не думала, мне хотелось уехать в Ленинград, где жили наши родственники. Когда уже сдавала выпускные экзамены, спала и видела, что должна обязательно поступить в Ленинградский институт культуры и искусства. И летом 1998 года я отправилась в город своей мечты.
- Как тебя встретил Ленинград?
- Мой поезд пришёл в четыре утра. Я оставила чемодан в камере хранения и с картой-путеводителем пошла по Невскому проспекту. Дошла до Дворцовой площади, завернула. Кругом пустота, лишь один музыкант играл на саксофоне. Дошла до Марсова поля, и вдруг на глаза навернулись слёзы. Почему-то стало жалко саму себя – одна в огромном городе, куда идти, никого здесь не знаю... Всплакнула, потом взяла себя в руки, успокоилась. Утром нашла свой институт, тут же познакомилась с несколькими девчонками, и мы вместе поехали в наше общежитие на Черной речке. Когда заселились, на душе сразу стало спокойнее.
Следующим этапом стала подготовка к экзаменам. Я поступила на факультет народно-певческого искусства, где все пять лет мы изучали традиционную народную музыку различных культур и народов, учились исполнять её. Мы ездили в экспедиции (в основном в Белгород и Брянск), набирали песен, потом расшифровывали экспедиционные записи и работали с полученным материалом.
Первые два года было очень сложно - я не понимала тексты, не могла их расшифровать, и уж тем более у меня не получалось спеть, как в оригинале. И только к третьему курсу привыкла и искренне полюбила эту музыку, научилась исполнять её именно в диалекте данной местности. Во время учёбы в институте я пела в государственном ансамбле «Барыня», а на последнем курсе стала выступать в ансамбле казаков под управлением Александра Мукиенко. Мы часто ездили на гастроли, особенно запомнилась поездка в Италию, где мы выступали в Альпах - на границе Италии и Швейцарии.
- Наталья, на твоей страничке ВК я видела, что несколько лет ты была участницей питерской Фольк-шоу группы «Колесо».
- Всё верно. Однажды, уже после окончания института, я познакомилась с организатором этой группы Еленой Масловой, и она пригласила меня в свой коллектив. В нашем ансамбле было пять девчонок и два музыканта. Мы делали номера и в основном выступали на городских мероприятиях, но и гастролей тоже было немало. Больше всего мне запомнилась поездка в Шотландию на фестиваль «Фриндж». На этом шоу собралось множество музыкантов, театралов и цирковых артистов со всего мира, в те дни там были заняты все площадки города вплоть до католических церквей. Два года назад мы с девочками покинули этот коллектив и создали свой вокальный проект «EtnoDeffki» (ЭтноДеффки).
- Откуда такое интересное название?
- «Этно» – потому что мы хотим пропагандировать фольклор, причем не только наш, русский, но и всего и мира. А «деффки» - не пренебрежительное слово, а название молодых незамужних крестьянок. В нашем случае девка - это свободная в своих мыслях и мечтах девушка.
- Какую музыку исполняет ваш коллектив, и как вы выбираете репертуар?
- Этническую – сербскую, болгарскую, а также региональный фольклор – белгородский, воронежский, липецкий. Человеку, который не связан с музыкой, наш репертуар может показаться однообразным, но на самом деле то, что мы поём, отличается друг от друга и по самой музыке, и по форме, и по диалекту. Что касается выбора репертуара, то мы все находимся в постоянном поиске, очень много слушаем, ищем такие песни, которые вызывают в наших сердах эмоции - радость, грусть или печаль…
То, с чем выходим на сцену, всегда друг с другом обсуждаем, тщательно выбираем, иногда даже спорим. Некоторые песни быстро входят в наш репертуар, другим же порой приходится вызревать, ждать своего часа. Иногда песня попадает к тебе, ты её слушаешь, изучаешь, находишь к ней ноты, но при этом она продолжает оставаться «мёртвой». И вот для того чтобы она ожила, зазвучала искренне, приходится над ней поработать, пошаманить.
Изначально мы планировали, что будем звучать только акапельно - в нашем репертуаре очень много довольно сложных акапельных песен. Но со временем мы поняли, что иногда зрителям сложно слушать акапельные песни без какого-либо ритма, и мы стали делать концертные программы с аранжировками.
- Куда вы ездите на гастроли?
- Мы выступаем по приглашению на праздниках и частных мероприятиях, собираем квартирники. Гастроли организовывать сложно - для этого каждой из нас нужно подстроить под них свой рабочий график. Зато любая поездка для нашего коллектива – это праздник! Мы много раз выступали в Ростове-на-Дону, Волгограде, Горноуральске, Москве, Краснодаре… Нас очень любит Карелия, ездим туда часто, в любое время года.
- Как складываются отношения в вашем женском коллективе?
- Замечательно, ведь нас связывает многолетняя дружба. Именно совместные поездки определяют роль человека в коллективе, потому что одно дело встречаться в промежуточных концертах и совсем другое жить вместе длительное время в командировке, делить общий быт. Наша команда, как единый организм, и каждый в нём занимает свою роль, у каждого свой участок работы.
- Есть ли у коллектива спонсоры?
- Нет ни спонсоров, ни учреждения, которое нас поддерживает, мы полностью сами себя содержим. Сами покупаем концертные костюмы, арендуем помещение для репетиций.
- Какие у вас творческие планы?
- Нам хочется не просто выступать, а создавать VIP-программы, делать некие спектакли на сцене. А ещё наша общая мечта - сделать программу с музыкантами. Вообще, творческая работа – сложная, но очень интересная. Мне, например, петь одной нравится меньше, чем выступать коллективом. Это так здорово - держать партию, чувствовать гармонию и расцвечивать песню своим голосом.
- Наталья, расскажи о своей основной работе.
- Я педагог Центра творческого образования - обучаю детей народной песне. Начала заниматься с детьми, ещё учась в институте, и работаю все эти годы. У меня огромный детский коллектив - 25-30 человек, среди них есть и солисты, и ансамбль. Мои воспитанники выступают на городских конкурсах, где часто занимают призовые места, также мы вместе ездим на конкурсы в разные города, например, в Ярославль, в Казань. Детям это нравится.
- Сегодняшним детям интересна народная песня?
- К счастью, да. Сейчас идёт тенденция к традиционному (фольклорному) пению - с каждым годом появляется всё больше народных коллективов, и это очень радует.
- Тебе интереснее петь в коллективе или работать педагогом?
- Это две абсолютно разные сферы, но мне одинаково интересно и то, и другое. Иногда я устаю от концертной деятельности, и меня тянет к детям, а иногда случается и наоборот.
- Сложно ли совмещать семью и творческую работу – поездки, концерты?
- Сложно, но мне повезло с мужем - Александр очень понимающий человек и во всём меня поддерживает. Он легко отпускал меня на гастроли даже тогда, когда наша дочка София была совсем маленькой, один оставался с ней на две недели. В одну из таких моих поездок дочка заболела ветрянкой, и мы лечили её на расстоянии, общаясь по телефону.
- Часто ли ты приезжаешь в Даровской?
- Каждый год в летнем отпуске и обычно гощу здесь месяц. Когда приезжаю домой, первым делом иду в огород – хочется поработать с землёй, повытаскивать сорняки. К моему приезду мама всегда оставляет мне клумбу, которая заросла травой и её нужно прополоть (улыбается). В Даровском я отдыхаю от музыки, вообще ею не занимаюсь.
Нахожу время и для увлечений. Сейчас, например, занялась шитьём по бели. Недавно сделала заборошник - традиционное шейное украшение Архангельской области в виде подковы, расшила его перламутром и жемчугом. Теперь вышиваю косники – это девичье украшение, которое вплетается в косу при помощи шнура. Для меня поездка домой – это как возвращение к началу. Здесь я обнуляюсь, наполняюсь энергией на весь следующий год.
Вот сейчас, когда мой отпуск подходит к концу, уже начинаю «гореть идеями». Уезжать из дома мне каждый раз и радостно, и грустно. Радостно от того, что впереди меня ждёт реализация новых планов, грустно, что на целый год расстаюсь с мамой. Люблю Даровской всей душой, он всегда в моём сердце – родной и самый любимый на свете.
Беседовала Наталья МОЧАЛОВА.