<
| Декабрь 2024 | >
|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
<
| Декабрь 2024 | >
|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
№53 12.07.2024
Даровлянин Николай Васильевич Колчанов даёт старым гармоням и баянам вторую жизнь.
Помните русскую народную сказку про волка и семерых козлят? Есть там эпизод, когда волк просил кузнеца перековать ему горло, чтобы петь, как коза, тоненьким голоском. Еще с детства этот момент не давал мне покоя своей невозможностью. И вот, спустя несколько десятков лет, я увидела, как «куются голоса», правда, на примере гармошек!
Да и в роли кузнеца был совсем не кузнец, а бывший водитель АТП Николай Васильевич Колчанов. На пенсии он стал собирать старые духовые язычковые инструменты и давать им второй шанс. В его домашней коллекции более 40 гармоней и 10 баянов.
Родился Николай Васильевич в Свечинском районе в деревне Марково на берегу Ветлуги. Если ехать по прямой через село Торопово, это всего в 37-ми километрах от Даровского. «Раньше, в 50-60-е годы, в деревнях из музыкальных инструментов была только гармонь, - вспоминает мужчина. – Мой отец был заядлым гармонистом, играл на вечёрках, праздниках. Молодёжь собиралась то в одном доме, то в другом, плясали под гармошку «Барабушку», «Кадриль», «Подгорную». Ставили концерты художественной самодеятельности, а вот песни пели в клубе уже под баян. Позднее в клубе появился патефон. Музыку слушали и по радио, я хорошо запомнил, как отец купил радиоприёмник «Родина», который работал на больших батарейках».
Играть на гармони Николай научился самостоятельно и, когда учился в Тороповской школе, частенько играл на переменах - под гармонные переливы девчонки танцевали в коридоре. Но вскоре новая школьная радиола вытеснила старую деревенскую гармонь.
Николай Васильевич оставил гармонь на длительное время, получил водительские права, работал в колхозе на автомашине «ГАЗ-51», отслужил в армии в погранвойсках на границе с Монголией. Демобилизовавшись, вернулся домой, трудился на автобусе, возил председателя, затем пересел на трактор. Сменив место жительства на Даровской, Николай Васильевич устроился водителем в колхоз «Россия», а затем перешел в Даровское АТП, где 20 лет отработал на автобусе.
И только на пенсии, когда свободного времени стало больше, занялся делом, которое его давно интересовало, – реставрацией музыкальных инструментов: гармоней и баянов. Причем мастером себя он не считает. «Настоящие мастера-профессионалы реставрируют одну гармонь в течение года, - говорит Николай Васильевич. – Моя задача – заставить её вновь зазвучать. Мне приносили гармони, которые валялись на чердаках, в заброшенных домах. Я их отмывал, сушил, разбирал, заменял звуковые рамки, подтачивал «голоса». У кустарных гармоней планка медная, в неё впаяны рамки с язычками, надо всю планку переклепывать, а в фабричных – резонатор по одному голосу – поменять его очень просто».
Я узнала, что каждая гармошка в коллекции Н.В. Колчанова звучит по-своему, одинаковых голосов нет. «Любимым» он называет инструмент, который в настоящее время стоит у него на диване, это значит, что настало время его звучания. В свободную минуту мужчина играет именно на нём, а потом ставит на полку, выбирает себе новую любимицу и так по очереди. Это делается для того, чтобы инструмент не «застаивался».
В репертуаре мужчины более 30 песен. Подбирать музыку Николаю Васильевичу нравится, по его словам, так он сам себя развлекает. «Петь я не умею, - с улыбкой говорит он. - Мне в школе по пению четверки ставили только потому, что умел играть на гармони. Вот, послушайте, отцовская гармонь - звонкая, но голос грубый». Тут мужчина продемонстрировал звучание гармони, сыграв песню «Окрасился вечер багрянцем», а затем, взяв другую гармонь, исполнил песню «Письмо к матери» на стихи Сергея Есенина. Действительно, «пели» гармони разными голосами!
«Одна женщина подала объявление о продаже гармони. Я приехал, вижу, гармонь в хорошем состоянии. Заиграл, а женщина вдруг заплакала. «Не продам, - говорит, - её очень любил мой муж». Вот такие случаи бывают. Конечно, пусть гармонь будет дома, где её ценят как память о дорогом человеке».
У Николая Васильевича собраны гармони и баяны разных музыкальных фабрик: «Вятская», «Восток», «Ивушка» - Ганинской, «Чайка», «Ромашка» - Шуйской, «Весна» - украинской из г. Житомир, есть «Ростов-Дон», белорусские, тульские, великоустюжские. Особую ценность представляют гармони, созданные руками кустарных мастеров. Их корпуса изготовлены из лиственных пород деревьев - березы, осины, липы, яблони, груши, ольхи, а резонаторы, в основном, из сосны. Причем, дерево на корпус идет мягкое, чистое, без сучков и трещин.
«Реставрирование гармоней и баянов приносит мне удовлетворение, всегда интересно послушать, как она звучала раньше, - говорит Николай Васильевич. - Пока ремонтируешь гармошку, прикипаешь к ней душой. Любой инструмент когда-то приносил людям радость, поэтому от него идёт мощная положительная энергетика. А ещё гармонь нельзя держать на улице - «голоса» портятся, ржавеют. Вот поэтому все музыкальные инструменты я храню дома - в коридоре, в комнате, в спальне.
У меня есть внуки и даже правнуки, но, к сожалению, гармонь для молодежи – это уже прошлый век. Но кто знает, может, и вернётся она в народ как исконно русский инструмент, как любимица наших предков. Поживём - услышим...»
Галина НОРКИНА.