Её наследство - это память

( 2 Голосов )
Рейтинг пользователей: / 2

64.jpg - 400.38 Kb«Мама, тебе это зачем? Ты чего, наследство ищешь?» – глядя на растущие стопки бумаг, спросил однажды сын у Тамары Васильевны Зубаревой. «Вань, мы из простых собак, не из породистых, у крестьян наследства не бывает!» – отшутилась она. Её наследство – не деньги и не драгоценности. Его нельзя потрогать, но можно сосчитать. 1270 имен. 1270 судеб, историй, вздохов и надежд. Столько предков до 14-го колена отыскала жительница Даровского Т.В. Зубарева, посвятив кропотливому изучению своей родословной 13 лет.

Тамара Васильевна по профессии бухгалтер. Уже с дочкой на руках она, окончив Халтуринский сельхозтехникум, поступила в Кировский сельхозинститут, но получить высшее образование сразу не получилось. Упорная женщина, дав образование детям, всё-таки нашла в себе силы и в 47 лет окончила Вятскую сельхозакадемию. И лишь закончив трудовую деятельность, смогла заняться делом, которое давно её интересовало, – составлением родословной.

Первый успех

Первым успехом в поисках предков стали сведения о братьях бабушки, участниках Великой Отечественной войны, их она нашла на сайте «Память народа». Один из них, вернувшись с фронта, жил на Урале. Другой после смерти жены жил у дальних родственников, и его, по причине невозможности ухода, собирались отправить в дом престарелых. Тамара Васильевна забрала его к себе. Он много рассказывал о жизни, о войне - так история перестала быть чем-то далёким и коснулась её жизни напрямую. С посылом деда работа над родословной превратилась в настоящее детективное расследование.

Тамара Васильевна открыла для себя целый мир, скрытый за сухими строчками архивных справок. Изрядно помучившись с древнерусской скорописью, она приступила к чтению ревизских сказок (РС), а позднее научилась читать между строк древних документов, понимать, почему в РС записан «Еремей», а в исповедной росписи (ИР) – «Елисей». Узнала, что до 1702 года у крестьян не было права на полное имя – всех звали уничижительно: Ивашко, Петрушка, Микулка, Семейко, в то время как Иван Грозный величал себя Иванец, а некоторые священники называли его Иванище.

Сайт «Родная Вятка»

«Работа с этим сайтом очень затягивает, там можно найти любую фамилию, но надо знать, кого и где искать из своих предков, – рассказывает женщина. - С 1710 года Вятская земля относилась к Сибирской губернии с центром в Тобольске, а южная ее часть входила в Казанскую губернию, потом с 1719 года – стала называться - Сибирская губерния Вятская провинция с центром в г. Хлынов; в 1727-1780 годах - Казанская губерния Вятская провинция; с 1780 года - Вятское наместничество и с 1796 года - Вятская губерния. Поистине, как писал историк 19 века Николай Костомаров, «нет ничего темнее судьбы Вятки и земли её...»

Названия населенных пунктов тоже часто менялись. В поиске своих предков нужно учитывать, что крестьяне, по мере истощения земель, переходили с одного места на другое или их переводили по решению Палаты государственных имуществ для освоения новых земель, а также убегали, скрываясь от подушных податей, меняли отчество, прятали при переписях своих детей. Важно знать и то, в приход какой церкви входил искомый населенный пункт.

По указу Петра I с целью учета податного населения были проведены государственные ревизии (подушные переписи). Документами, отражающими результаты ревизий, были ревизские сказки. Всего было 10 таких ревизий, последняя - в 1858 году. Первые три из них оцифрованы и находятся в свободном доступе, зарегистрировавшись на сайте, их может бесплатно посмотреть каждый желающий.

Другими источниками информации для построения родословной могут быть исповедные росписи и метрические книги церквей, материалы переписи 1710 года и Ландратской переписи 1716 года, военно-конской («лошадиной») переписи 1891 года и сельскохозяйственной переписи 1917 года, похозяйственные книги (ПХК), периодическая печать, краеведческая литература, рассказы родственников и др. Первые переписи 1629, 1646, 1678 годов, а так же переписи 1710 и 1716 годов в настоящее время переведены с древнерусского и выложены на сайте «Родная Вятка».

Как искать?

Я работаю в специальной компьютерной программе «Древо жизни». До 45 персон ее можно скачать бесплатно, если более, придётся платить. На сегодняшний день в моём родословном древе 1270 персон! Необходимую информацию приходится запрашивать в архивах, ЗАГСах и других источниках. Эта информация, конечно, платная. Справки из архива я распечатываю и раскладываю в папки. Исторические факты нахожу всюду, плюс интернет. Когда заношу какой-либо факт из истории, то обязательно делаю ссылку, каким источником пользовалась. У меня 4 папки по фамилиям Желобовы и Жолобовы, Зайцевы и Плюснины по отцовской линии, Громазины и Даниловы по материнской линии, плюс Зубаревы – по мужу - для детей. Вдруг и им будет когда-то интересно?

Много информации можно почерпнуть из церковных книг. ЗАГСов тогда не было, и рождение детей, бракосочетания, отпевания проводились в церкви, все данные фиксировалось в метрических книгах, которые по указаниям Петра I велись с 1722 года. Например, запись о браком сочетавшихся была такого плана: «запись 11, 05.02.1910 года. Жених Тороповской волости Захаровскаго сельскаго общества деревни Желобовской крестьянин Стефан Матфиев Зайцев первым браком, православный, 26 л. Невеста починка Глинное крестьянская девица Евдокия Иоаннова Плюснина, православнаго вероисповедания, 26 л. Поручители по жениху крестьяне той же волости, общества и деревни Андрей Матфиев Зайцев и Феодор Ионин Желобов, по невесте починка Худяковскаго крестьянин Прокопий Авраамов Шураков», далее идет подпись священника. У меня есть выборочные записи исповедных росписей, начиная с 1749 года по Сретенской, а затем Троицкой церкви с. Высоковского, церквей сел Даровского, Торопова, Окатьева, касающиеся моих фамилий.

Из родословной

Фамилии Желобовы и Жолобовы - по отцовской линии. Согласно словарю фамилий, человек с такой фамилией либо имел борозду на лице (жёлоб), либо был связан с мельницей, которая жолубит (желубит - отделяет от лузги) семена. Желобовы - новгородский род с 1495 года. На Вятке известен с 17 века. В 1678 году на Вятке было 25 семей Желобовых. Первый известный мне предок по фамилии Жолобов родился в 1672 году, также на Вятке известен с 17 века. В 1628 году было 3 семьи Жолобовых. Я знала, что фамилия моей прабабушки тоже была Жолобова, и откуда она родом. Когда на сайте «Родная Вятка» я нашла женщину с такой фамилией, написала ей, а узнав, что она тоже составляет родословную, попросила поделиться. К моему удивлению, в её родословной оказалась моя прабабушка Феврония. Так моя виртуальная знакомая оказалась моей далекой родственницей. С 1858 года и до начала 20 века фамилию писали то Желобов, то Жолобов, позднее только Жолобов. Первый известный мне прародитель с этой фамилией (1672 г.р.) в 1722 году проживал в починке Плюснинский (позднее он стал называться д. Большое Высоково) Торощиной слободки.

У нас в Даровском районе фамилия Жолобовы довольно распространена. Понять, кто предки - Желобовы или Жолобовы, помогут только архивные документы. Например, Жолобовы в Александровском и в Верховонданке с немалой долей вероятности могут быть потомками Ефима Желобова, который (согласно 8-й РС 1834 года) переведен из д. Желобовской в починок Климановский, по решению Министра финансов.

Фамилия Зайцев. Зайцевы — тверской род, известный с 1600 года. Раньше фамилия писалась в форме Зайцов. Все Зайцевы в нашем районе – выходцы из деревни Зайцы и, как выяснилось, - родственники. У нас один прародитель (1677 года рождения), который по материалам 1-й ревизской сказки жил в починке Паздерском Торощиной слободки. Деревня находилась на Екатерининском тракте близ Макарья.

Мой дед Дмитрий Степанович Зайцев был участником Великой Отечественной войны, пропал без вести. Для меня делом чести стало увековечение его имени. Мы с сестрой ходили по инстанциям, писали в Военно-медицинский архив г. Санкт-Петербурга, в различные поисковые группы в соцсетях, на сайт «Память народа», долго переписывалась с администрацией Мещовского муниципального района Калужской области. И, наконец, добились. В преддверии 80-летия Победы его имя было высечено на гранитной плите в списках воинов-освободителей на братском захоронении в сквере Победы в г. Мещовске. Одновременно с этим представили необходимые документы на сайт «Родная Вятка», как результат, фамилия деда внесена в Книгу Памяти. На все это ушло около трех лет.

Фамилия Плюснин – согласно словарю, «неторопливый, медленно ходящий человек, по причине недуга стопы (плюсны)». Род известен на Вятке с 17 века. Первый известный родоначальник (1720 г.р.) проживал в починке Спицинском Верховых волостей. В 1748 году он появился в Сретенской волости Торощиной слободки. Плюснина - фамилия моей прабабушки Евдокии, взятой в замужество из починка Глинное Тороповской волости Пустошевского общества.

Даниловы и Громазины – фамилии по материнской линии. Род Даниловых - московский, на Руси известен с 1472 года, на Вятке - с 17 века. Изучая род, я обнаружила, что в начале 18 века с такой фамилией в Торощиной слободке проживала всего одна семья в починке Шестаковский (в будущем - деревня Малые Семейкины). В починке тогда было всего 2 двора. Работая с сайтом «Родная Вятка» заметила, что Даниловыми интересуется и модератор сайта. Оказалось, что у нас с ним один прародитель - Фадий Семенов сын Данилов (1652-1725 гг), а мы потомки его внуков. Современное имя Семен согласно святцам на церковно-славянском языке в старину звучало как Семейко.

Прародитель по Громазиным в 1-й ревизской сказке 1719 года записан как Еремей Никитин сын Малышев (1670 г.р.), а в дополнительных РС 1722-27 годов (были и такие по велению Петра, так как он не был удовлетворен результатами первой переписи) Еремей Никитин сын Малышев, он же и Громазин. Вторая фамилия у крестьян появлялась как уличное прозвище в зависимости от особенностей внешности, характера, жизненных ситуаций. Со временем она отпадала или становилась основной. В 1753 году его внук Обрам за «9 рублев» купил деревню Балахонскую (позднее д. Шабуры Даровского района) и перешел туда с братом Аверкием из д. Кузнецовская (ныне д. Сенниковщина Спасского сельского округа). Деревня находилась перед д. Кулак, где сейчас стоят сотовые вышки.

Зубаревы — род известен на Вятке с 17 века. Первый известный предок Родион Семенов сын Зубарев (1698-1754 г.г.) проживал в починке Ивана Береснева (д. Жубрилята).

Бабушки

Моя бабушка Дарья, мамина мать, была родом из д. Костровы, которая находилась на пригорке за новым кладбищем. В 1907 году у них сгорел дом, её мать успела выбросить из окна маленькую Дарью (бабушку) и трехмесячного сына Хрисанфа, сама ещё с двумя дочками сгорела. Отец через три месяца женился, и у них появились свои дети.

Видимо, тот факт, что воспитывала её мачеха, наложил отпечаток на дальнейшую судьбу бабушки. Дед говорил, что «взял её замуж, когда она еще играла в куклы». Наверняка не от лёгкой жизни отдали её в замужество так рано... У бабушки с дедушкой родилось 15 детей, моя мама была 14-й по счету. Помню, бабушка была немногословной, видимо, жизнь её совсем не баловала.

Папина мать - бабушка Ксения - рассказывала, что тоже в три года осталась без матери, что в юности очень любила одного парня, а замуж её выдали за другого просто из-за того, что он был единственный сын у матери, и у них у был хлеб.

Бабушка Ксения родила двух сыновей. «Мы только работой и сыты были, ребёнков своих и не видели, - рассказывала она. – С ними водилась свекровь».

В 1942 году её муж (мой дед Дмитрий) пропал без вести. «В войну было очень тяжело, обрабатывать огород было нечем. Коров жалели, в плуг не запрягали, - рассказывала бабушка. - Пахали на себе: впрягались по четыре бабы, ревели, да тащили. В войну возила хлеб для фронта в город Котельнич к вагонам, только вечером приеду, распрягу лошадь, утром краюшку за пазуху, запрягаю и опять поехала». Всю свою любовь к детям она перенесла на нас, внуков.

Екатерининский тракт

Мой прародитель Зайцов жил в починке Паздерском (близ с. Макарье). Деревня находилась на Черновском тракте, позднее - Екатерининском. Крестьяне были люди подневольные, несли повинности в пользу государства. Они должны были следить за дорогой, выкладывать ее камнями, садить деревья, строить мосты и гати, устанавливать верстовые столбы. Возможно, по этой причине мой прадед (в десятом колене) и оказался в этой деревне. Его жена была из Черновских починков, которые в то время относились к Вологодской губернии. На сайте Вологодского архива я нашла деревню Наяновскую с подтверждением жития в ней ее родителей.

В прежнее время по Вятской губернии на протяжении 330 вёрст проходил Сибирский тракт. Главным инициатором строительства новых и реконструкции старых торговых путей была Екатерина Великая, потому его и называли Екатерининским. Дорога была вымощена булыжниками, обозначена верстовыми столбами, а вдоль по обе стороны посажены берёзы, которые так и называют «екатерининскими», чтобы зимой дорогу меньше переметало снегом, и путники не теряли её в непогоду. По Екатерининскому тракту везли буквально всё - от продуктов до скота, по ней уходили рекруты, также по ней гнали арестантов, за что его прозвали «великий кандальный путь», везли чай из Китая - «великий чайный путь». Через 20-25 верст были построены постоялые дворы, где можно было переночевать, заменить лошадей. Местные жители, через чьи деревни, проходил тракт, даже в советское время находили рядом с дорогой кандалы и даже черепа.

Екатерининские березы уже отжили своё время. Еще в начале 70-х годов прошлого столетия остатки их можно было увидеть близ с. Макарье.

О рекрутской доле

Моего прадеда (восьмого колена) по отцовской линии забрали в рекруты. Кому идти в рекруты, в то время решала община. Зная, какая доля предстоит сыну, родители женили его рано, чтобы он смог оставить после себя наследников, будущих помощников. Согласно ревизской сказке 1763 года, Корнилу Фёдорову сыну Жолобову было 15 лет, в этом возрасте у него уже была 20-летняя жена и трехмесячный сын Савва. Призывной же возраст был до 35 лет, и Корнил сумел оставить после себя двух сыновей и двоих дочерей.

Рекрутская повинность в то время была пожизненной, причем, рекрута должна была экипировать община. Если мужчина изначально относился к крестьянскому сословию, то, став рекрутом, он и вся его семья начинали относиться к военному сословию. Жена вместе с детьми должна была идти вместе с ним, так как по церковным законам разлучать мужа с женой нельзя. Остаться дома она могла только с согласия мужа. Прабабушка осталась. Община это не очень приветствовала, потому что забота о семье рекрута ложилась на её плечи. Документов, куда был отправлен Корнил, мне найти не удалось. В то время в стране проходило восстание Пугачева, позднее на юге одна за другой были две войны с турками, куда был направлен Вятский пехотный полк, да и неизвестно, был ли он в том полку. Во время приезда туда Екатерины II Вятский пехотный полк стоял на охране придорожных селений. Она же в 1793 году отменила пожизненную рекрутскую службу, заменив её на срок 25 лет, но Корнил не вернулся. В череде нескончаемых войн за расширение российских границ выжить рекруту было практически невозможно.

Вишенкой на торте для меня стало известие о том, что мои бабушка Ксения и дед Дмитрий оказались родственниками - потомками Саввы и Венедикта - сыновей Корнила!

Находки. Знаменитость Тороповской волости

Раньше моя родная деревня Никулята Котельничского района относилась к Тороповской волости. Однажды на сайте Герценки я прочитала, что известный в своё время поэт и драматург Алексей Иванович Славянский, друг Сергея Есенина, родом из Тороповской волости. Я написала в библиотеку имени Герцена. Оттуда мне посоветовали обратиться в Российский государственный архив литературы и искусства, но и там нужной информации не оказалось. Лишь в Ставропольском госархиве сохранились документы. Оказалось, что Алексей Славянский возглавлял Терскую организацию пролетарских писателей. Родился в деревне Ширяевской, рано остался сиротой, в 11 лет ушёл из дома, поступил чернорабочим на Мотовилихинский завод в г. Пермь. После Октябрьской революции добровольцем сражался в рядах Красной армии, в перерывах между боями начал писать стихи и пьесы. После гражданской войны служил начальником клуба одной из кавалерийских дивизий в Тереке. Член ВКПБ с 1926 года. Его пьесы «На жизнь и смерть», «Пять ночей», «Красный Орленок» и другие печатались в журналах, издавались отдельными книгами, неоднократно ставились в театрах Москвы, Ленинграда.

В Москве в литературной организации «Рабочая весна» Алексей познакомился с Есениным, их знакомство переросло в дружбу. Славянский не раз бывал в гостях у поэта. Младшая сестра поэта, Александра Александровна Есенина, вспоминала: «...Сергей както в моём присутствии сказал ему, ласково поглаживая по плечу: «До чего же ты нашенский, свой, деревенский. И зовут тебя Алёшей, и родом ты из Вятской губернии, и фамилия самая что ни на есть российская – Славянский...». Они стихи друг другу читали… До утра, бывало, засиживались».

Есенина Алексей боготворил, и известный поэт отвечал ему тем же.

Славянский написал восемь пьес и 89 рассказов, фельетонов, стихов. В автобиографическом романе «Люди советской тюрьмы» журналист Михаил Бойков пишет: «В 1928 году северо-кавказский драматург Алексей Славянский написал пьесу «Эксперимент». Одного из героев этой пьесы, советского врача-хирурга, автор изобразил сторонником медицинских опытов над живыми людьми. Критика разнесла пьесу вдребезги и довела в 1930 году драматурга Славянского до самоубийства. А в это же самое время медицинские эксперименты с заключенными широко практиковались почти во всех тюрьмах Северного Кавказа».

Так, из сведений, собранных по крупицам Тамарой Васильевной Зубаревой, стало вырисовываться могучее родословное древо, в котором дети – это почки, дающие свои побеги, ветви – их родители, толстый ствол – семейные узы, а многочисленные корни – это предки. Тамара Васильевна не просто отыскала их, она изучила историческую эпоху, в которую они жили, и буквально оживляет прошлое, прослеживая их судьбу. Она с нетерпением ждет зимы, когда можно будет начать приводить весь материал в систему, и очень хочет разыскать ещё более глубоких предков.

Галина НОРКИНА.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

• Оказывается, до 1701 года у крестьян не было права называться полным именем. В 1701 году Петр I выпустил указ, что холопов не должно быть, и крестьян с 1702 года должны называть полными именами, например: Фёдор Иванов сын Жолобов. Иванов сын — краткое отчество, указывающее на отца. С начала 19 века слово «сын» писать не стали. Отчеством же с окончанием «ович» при Петре награждали знатных людей. Женщину называли, чья она дочь. Если выходила замуж, то (в первой и второй ревизии женщин вообще не считали, их начали учитывать только с третьей ревизии 1763 года) там писалось, например: «Евдокия Иванова дочь, взятая в замужество в таком-то починке у черносошного крестьянина Ивана Верхорубова». Таким образом, можно было найти и женщину.

• В ревизских сказках попадаются очень смешные фамилии, которые существовали в то время: Дураков, Объедалов, Соплин и другие. Например, в переписи 1710 г: «Во дворе Чепашко Пислегов 30 л, у него жена Куляшка Рыкова 35 л, сын Ахтуганко 7 лет». «На Вятке свои порядки», видимо, указ Петра о полном имени к тому времени еще не дошел. Так же и места проживания людей: Дрищев прислон на речке Дрищевке и др. В результате смены времён и нравов фамилии и названия населенных пунктов трансформировались.

• В одной семье раньше могло быть несколько детей с одинаковым именем. Например, первый был просто Александр 15 лет, второй Александр же 13 лет и еще сестра Александра. Так случалось потому, что раньше имя ребенку давали по святцам, по праздникам святых, ближайших к рождению дитя. Видимо, дети рождались почти в одно и то же время, только в разные годы. Причём имена крестьянам давали в честь наименее почитаемых святых.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить