<
| Декабрь 2024 | >
|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
<
| Декабрь 2024 | >
|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
№85 06.08.2013
Живые глаза и добрая улыбка бывшей учительницы начальных классов Ивановской школы Лидии Ивановны Зориной навсегда останутся в моей памяти. Пожилая женщина наотрез отказалась фотографироваться. Почему? Не знаю. Быть может (но это всего лишь моя догадка), причина проста – чтобы бывшие коллеги-педагоги района, с кем ей довелось работать, ученики запомнили её такой, какой она была много лет назад – молодой, красивой и жизнерадостной.
У Лидии Ивановны более сорока лет педагогического стажа. Сегодня, оглядываясь назад, она понимает, что педагогика изначально была ее призванием. К учителям девочку тянуло с детства. В деревне, где она жила, их было много. Учителя привлекали маленькую Лиду своей интеллигентностью, умом, образованностью. После школы Лидия Ивановна уехала в Пермь и целый год работала на городской стройке, чтобы купить себе хоть что-нибудь из одежды. Приодевшись, поступила в Советское педучилище на учителя начальных классов, успешно его закончила, и в 1957 году была направлена по распределению в Даровской район в Галаковскую школу.
В Галакове, маленьком, но густонаселенном участке, где порой количество учеников начальных классов доходило до тридцати восьми человек, Л.И. Зорина отработала одиннадцать лет, до последнего дня существования школы. В 1968 году Лидия Ивановна переехала на Ивановку. В тот год Ивановскую начальную школу посещало (сегодня такая цифра на слух воспринимается фантастической) 96 детей, с которыми работали четверо учителей и трое воспитателей группы продленного дня. Со временем, конечно, количество учащихся стало уменьшаться.
«В работе для меня не было никаких трудностей, все складывалось именно так, как мечталось, - рассказывает Лидия Ивановна. – Радовали и хорошие отношения с коллегами, и сами уроки, и внеклассные мероприятия, и ежедневное общение с ребятишками. Дети меня слушались, с дисциплиной проблем не было. Я никогда не делила учеников на любимых и нелюбимых. Ребенок - это, прежде всего, ЧЕ-ЛО-ВЕК, которого нужно понять. И я старалась понять каждого. Классные часы проводила так, чтобы дать ученикам важную и нужную информацию, настроить на добрый лад. Никогда не забуду, как однажды после классного часа моя ученица Лена Прохорова сказала: «Лидия Ивановна, все, что вы нам рассказываете, мы понимаем, но, как только выходим на улицу, делаем свое….» Я не обиделась, ведь дети говорят то, что у них на уме. А эта фраза осталась в моей памяти на всю жизнь».
Много лет учительница начальных классов Л.И. Зорина продолжала работать уже на пенсии, в последние годы – с больным ребенком, обучение которого проходило на дому. Ее педагогическая деятельность закончилась в 2003 году. Первым выпуск-никам Лидии Ивановны сегодня уже по 60 лет, и она их до сих пор помнит. Знает, у кого как сложилась судьба, кто где работает, сколько детей и внуков… Ей приятно, что многие из ее учеников даже по прошествии стольких лет не забывают старую учительницу – пару раз в год шлют открытки к праздникам. В июне прошлого года поселок Ивановка отмечал свой юбилей, на который собрались не только ее жители, но и гости из разных уголков области и России. Хороший, добрый след в душе от этой встречи остался в памяти деревенской учительницы: «Было так приятно, что меня многие узнали, подходили, здоровались, интересовались моей жизнью и здоровьем».
Самое бесценное богатство, которым гордится Лидия Ивановна – это ее семья. «Семья – это святое для меня, - говорит женщина. – Я очень счастливый человек - у меня двое сыновей, внук, две внучки и правнучка Маша, которой три года. Муж умер в 2003 году, и мне до сих пор его очень не хватает… Вы знаете, в нашей семейной жизни бывало всякое. Помню, как-то поссорилась с мужем и в сердцах сказала сыну, который тогда еще в начальную школу ходил: «Надоело все! Давай мы с тобой отсюда уедем!» А он мне ответил: «Если поедем, тогда и папу с собой возьмем!» Я ему: «Ну, если уж папу с собой брать, то давай лучше тогда здесь останемся». Нынешняя молодежь с легкостью сходятся, рожают детей, а потом разводятся. Многие не понимают, что ребенку нужны оба родителя – и папа, и мама. Семью нужно обязательно сохранять, находить общий язык, нужные слова. Какие? У каждого они разные».
Житейской мудрости полны слова Лидии Ивановны. И не только о семье, но и о прожитой жизни. Она часто вспоминает ее счастливые моменты – семейную жизнь, маленьких сыновей, годы работы в школе… И иногда, когда накатывает грусть, открывает альбом, в котором сохранилась газетная вырезка со стихами её ученика Геннадия Подлесских, которые он посвятил своей любимой учительнице. В этом стихотворении - итог всей ее работы в школе, то, ради чего стоило жить и работать, отдавая всю себя, без остатка, малышам многих поколений.
Как семя родит хлебный колос,
Как дню предшествует заря,
Так академик вырастает
Из книги первой – «Букваря».
Из вычитанья и сложенья,
Из «мамы», «рамы» и «шаров»
В стране немало появилось
Поэтов, швей и докторов.
Но как без пахаря земля
Не дарит хлебные поля,
Как без рабочего заводы
Не выпускают пароходы,
Так школа знаний не прибавит
И ярких не зажжет идей,
Коль просвещением в ней не правит
Дух делу преданных людей.
Я славлю тех, кого, как друга,
Встречает в классах ребятня,
Кто объясняет площадь круга
России завтрашнего дня.
Наталья ВОХМЯНИНА.