<
| Декабрь 2024 | >
|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
<
| Декабрь 2024 | >
|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
№95 15.12.2023
40 лет своей жизни бывший учитель математики Александровской средней школы Клавдия Федоровна Мочалова посвятила учительству, имеет почетный знак «Отличник Просвещения», ветеран педагогического труда, награждена многочисленными грамотами районного и областного уровня.
Детство и юность
Родом Клавдия Фёдоровна из деревни Вятчено Республики Марий Эл. «В нашей деревне была только начальная школа, - вспоминает Клавдия Фёдоровна, - семилетка находилась от нас в семи километрах, а средняя школа - в 20. Интерната не было, ученикам приходилось жить на квартирах, домой я ходила пешком раз в две недели. Мои одноклассники бросили учёбу, а я доучилась. Из троих детей в семье я была младшей. Мой старший брат погиб на фронте. До войны он работал на тракторе, поэтому небольшой запас зерна у нас был - в войну мы не голодали. После окончания школы я поступила в Йошкар-Олинский пединститут на математический факультет. Учиться в институте было тяжело. Чтобы получать стипендию, надо было получать только «хорошо» и «отлично», я и старалась, так как родители помогали только продуктами, не деньгами. Тогда все жили небогато, в магазинах ничего не было».
В Александровской школе
В 1956 году с дипломом учителя математики Клавдия Фёдоровна по распределению приехала в село Александровское Черновского района. «Школа мне очень понравилась, - продолжила свой рассказ учительница. - Около школы был разбит большой яблоневый сад, красивые цветники. Школа размещалась в трёх деревянных зданиях. Начальные и средние классы - в небольших зданиях, а старшие – в большом. Вместе со мной в школу прибыло сразу пять молодых педагогов. В учительской мы почти не бывали, на переменах спешили перейти из одного здания в другое. Учеников было много, более трехсот, в каждом классе - по 20 и более учащихся. В начальном и среднем звене даже параллели были. Рядом со школой находился интернат для детей из дальних деревень.
Нас разместили в учительском доме, помню, что там была огромная печка. У дома лежал воз дров - огромных тюлек, а колоть я совсем не умела. В доме стояли стол, стулья, кровати, нам выдали постельное белье. Помню, что приходилось вставать рано утром, чтобы сходить в магазин за хлебом. В селе была своя пекарня, но хлеба всем не хватало, после уроков его было уже не купить. В Александровском работали магазины сельпо, клуб, библиотека, большая больница, куда постоянно по распределению приезжали медсестры. Молодёжи было много. Правда, из пяти учителей после отработки в селе осталась я одна. Я очень благодарна педагогам, которые подсказывали и поддерживали меня на первых порах. Нравились мне и люди, живущие в селе. Они помогали, если я в чем-то нуждалась».
Клавдия Фёдоровна рассказала, что раньше в обязанность учителей входило и просвещение жителей близлежащих деревень, проходило оно в виде лекций. Молодой учительнице досталась самая дальняя деревня Кошкари, что была в 7 км от Александровского, поэтому ходила она туда по воскресеньям. Особенно страшно было ходить туда зимой, ведь дорога шла через лес.
Классное руководство
«Как только я приехала, мне сразу дали классное руководство, - говорит Клавдия Фёдоровна. - Особенно запомнились мне мальчишки, я была им просто благодарна. Наш класс послали заготовлять дрова для школы, а я представления не имела, как это делать. Зато мои мальчишки знали: они пилили березы ручными пилами, а мы с девочками укладывали тюльки.
В памяти остался и наш первый поход. Ходили мы на природу в конце мая с горнами и барабанами. Перешли речку, поиграли и поели у костра, но домой возвращаться не захотелось, решили заночевать в деревне. Нас всех гостеприимно разместили по домам. Всю ночь лил дождь, вода в реке поднялась, а с ней и деревянный переход, без поручней. Дети, слава Богу, перешли речку, а я шла последняя, посмотрела на воду, и у меня всё поплыло перед глазами. Воды я всегда боялась, так бы, наверное, и упала в бурлящий поток, если бы не один ученик. Самый большой озорник пошёл мне навстречу, подал руку и этим меня спас. Спустя десятки лет, вспоминаю этот случай и содрогаюсь от мысли, почему я не вернулась и не попросила деревенских перевезти нас на лодках, ведь дети могли пострадать…»
Семья
«Мой будущий муж Александр Петрович Мочалов был родом из деревни Мочаловы, - рассказывает Клавдия Фёдоровна. - Познакомились мы с ним на танцах в клубе, когда он пришёл из армии. Он работал водителем, позднее окончил сельскохозяйственный техникум в Нолинске, стал работать в колхозе механиком. У нас родилось двое детей. В детский сад брали детишек с трех лет, поэтому со старшим сыном Сергеем сидела няня. Когда родилась Наташа, уже были открыты ясли, туда водили малышей с трех месяцев».
Повзрослев, Сергей окончил технологический техникум в Чебоксарах и остался жить там. Сейчас он на пенсии, но продолжает работать. Наталья окончила Кировский пединститут, работала в Торопово учителем начальных классов, сейчас она воспитатель в детском саду «Рябинка». В настоящее время у Клавдии Фёдоровны четверо внуков и уже четверо правнуков.
На пенсии
Клавдия Фёдоровна давно уже на пенсии, 15 лет назад она переехала из Александровского в Даровской, но при возможности любит побывать в местах, где прошли её молодые и зрелые годы. Прошлым летом она ездила в Александровское с сыном и внуком за грибами.
Пять лет назад случилось несчастье - сгорел дом, в котором она жила. На квартиру бывшей учительнице собирали всем миром. «Спасибо работникам образования района, учителям, воспитателям – всем, кто помог мне, - говорит Клавдия Фёдоровна. - Когда Алевтина Алексеевна Прокашева принесла мне собранные деньги, я даже прослезилась! Родственники еще добавили и купили мне комнату. Живу одна, это хороший стимул не раскисать, вставать при любом самочувствии и делать домашнюю работу. Раньше я увлекалась выкладыванием алмазной мозаики, но стали сильно уставать глаза. В библиотеку хожу, наверстываю упущенное: когда работала учителем, совсем не до книг было - уроки, тетради, семья. Сейчас вот зачитываюсь романами Борисовой, Лиханова, Рождественской. Иногда хожу гулять в парк».
При всём при этом Клавдия Фёдоровна - инвалид II группы.
Наблюдения
«На своих детей времени не хватало, мало им внимания уделяла, а вот с внуками больше общаюсь, - говорит Клавдия Фёдоровна. - В беседах с ними я поняла, что учителю в первую очередь надо уважать личность ученика, ни в коем случае не оскорблять и не унижать ребёнка. У моего внука в Чебоксарах получился конфликт с учительницей математики, так я ездила подтягивать его по этому предмету. И хотя порой для эксперимента я делала его домашние контрольные сама, выше «тройки» внук не получал. Только спустя время, когда он стал хорошо решать сам, учительница стала ставить «четверки». У меня за всю педагогическую работу не было такого, чтобы я мстила ученику. Пусть он сделал мне что-то неприятное, но тем же самым я никогда не отвечала.
В 9 классе перед сдачей ОГЭ внук принёс мне примерные контрольные. Там 36 заданий, которые надо решить ребёнку на экзамене за 3,5 часа. Мне было интересно, за сколько я их решу. В моём возрасте и с моим опытом учителя математики я решала их целый день».
Благодарность
У Клавдии Фёдоровны было много выпусков, некоторые она вела с 5 по 10 классы, другие - с 7-го, о многих учениках сохранила самые добрые воспоминания.
Выпускники школы с благодарностью вспоминают Клавдию Фёдоровну не только как хорошую учительницу математики, но и как замечательного классного руководителя и часто приглашают её на вечера встреч, дарят цветы. Её ученики всегда чувствовали по отношению к себе заботу, внимание и доброту. Она умела, не повышая голоса, одним лишь взглядом успокоить и заставить работать любого ребенка, направить его энергию в нужное русло, и ученики её уважали. Многие из них выбрали профессию учителя математики и другие специальности, связанные с математикой, например, стали продавцами, бухгалтерами...
Вот лишь два примера.
Надежда Николаевна Норкина:
«Клавдия Фёдоровна учила нас математике совсем немного, в 10 классе. Но за это время я успела полюбить предмет, потому что весь материал подавался так, как будто мы это сами доказали и пришли к правильному выводу. Она никогда нас не ругала, но всегда была строга. Во многом благодаря Клавдии Федоровне я выбрала профессию учителя математики».
Галина Алексеевна Лыхина:
«Моя сестра Люба училась у Клавдии Фёдоровны и по примеру своей учительницы поступила на математический факультет Кировского пединститута. Её однокурсники рассказывали, что решить сложную задачу на курсе могли только два студента, одна из них Люба. Вот какие прочные знания дала ей в своё время обычная сельская учительница!
Клавдия Фёдоровна – человек очень скромный и порядочный. Она не любит осуждать, ругаться, заводить интриги. Она всегда говорит, что ей повезло с коллегами, а ведь это нам с ней повезло. Для неё - все люди хорошие, а для нас она - пример человечности и доброго ко всем отношения. Мы, бывшие учителя Александровской школы, а также её ученики, любим и уважаем Клавдию Фёдоровну и поздравляем её с юбилейным днем рождения! Желаем ей крепкого здоровья, благополучия и прекрасного настроения!»
Галина НОРКИНА.