<
| Февраль 2025 | >
|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 1 | 2 |
<
| Февраль 2025 | >
|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 1 | 2 |
№61 19.08.2022
20 августа одному из долгожителей села Красного Николаю Михайловичу Елькину исполнится 90 лет. Его трудовой стаж - более 60 лет, 45 из них он посвятил шоферскому делу.
«КАК МЫ ВЫЖИЛИ, НЕПОНЯТНО»
Его судьба похожа на судьбы многих людей, чьи детство, юность пришлись на страшное военное и тяжёлое послевоенное время. Родился Николай Михайлович в 1932 году в деревне Селевская, что сразу за рекой от села Красного. «У меня было не детство, а горе, - рассказывает мужчина. – Родители работали в колхозе, в семье было шестеро детей, я третий. С нами жила и старенькая бабушка. Тяжело нашей семье пришлось в военные годы, мы голодали, и как все выжили, до сих пор непонятно.
ДЛЯ ЛЕСА НЕ СГОДИЛСЯ, А В КОЛХОЗЕ ПРИГОДИЛСЯ
В школе я учился всего четыре года, в середине пятого класса заболел желтухой, долго лечился и больше учиться не стал. К тому времени отец уже вернулся из трудармии и стал брать меня с собой на работу. Я помогал ему возить сено, зерно, пахать, боронить. Помню, когда был подростком, меня и ещё нескольких мальчишек угнали на заготовку леса в Маромицу. Бригадир, увидев нас, заругался: «Это что за мелочь нам прислали? Какие из вас заготовители? Поезжайте обратно!» Так я тогда в лесу и не поработал. До армии трудился в колхозе, там всегда работы было невпроворот – ездил в лес, пилил дрова для госпароходства».
РАНЬШЕ НЕ БЫЛО ДОРОГ, ТОЛЬКО НАПРАВЛЕНИЯ
Срочную службу Николай Михайлович проходил на Сахалине в ракетных войсках, отслужил три с половиной года. В армии он получил корочки шофёра третьего класса, а когда вернулся домой, устроился работать в колхоз имени Сталина (позднее его переименовали в «Коммунизм»).
«Мне дали машину «ГАЗ-51», и в свой первый рейс, который занял три дня, я поехал в Опарино (до 1959 года Лузянское сельское поселение входило в состав Опаринского района), - вспоминает мужчина. – В армии я ездил по асфальтовым дорогам, поэтому та поездка по страшному бездорожью стала для меня боевым крещением. Раньше дорог вообще не было, никто их не чистил - трактор пройдет и по колеям, им оставленным, едут машины.
Техники в колхозе было мало, в основном бензовозы и грузовые машины. Иной раз едешь на бензовозе, везёшь бензин, так чтобы до дома несколько километров доехать, приходилось по два-три ведра бензина в бак заливать - буксовали по несколько часов. А что сейчас? Да по сравнению с ранешними дороги просто отличные, а люди почему-то всё жалуются на их состояние. Они бы поездили по таким, какие в наше время были, поверьте, разница огромная. Но больше всего меня, как бывшего шофёра, удивляет, когда на предприятиях есть техника, а работать на ней некому».
ВСЯКОЕ БЫВАЛО - И ЦЕПИ ВОЗИЛ, И ТЕЛЯТ ЛОВИЛ...
На водителя второго, а потом и первого класса Николай Михайлович отучился, когда уже работал в колхозе. Он рассказывает, что его рабочий день начинался засветло, порой в два часа ночи, и невозможно было предвидеть, во сколько он закончится, чаще всего мужчина приходил домой лишь переночевать.
Николай Михайлович отработал водителем 45 лет: «Возил навоз, зерно, сено, людей - в лес и на дальний сенокос, скамейки в кузов машины поставишь, и вперёд… Много было интересных рейсов, все и не упомнишь.
Самая дальняя поездка была в Павлово - небольшой городок в Нижегородской области, куда меня послали за цепями для крупного рогатого скота. Скота тогда в колхозе было очень много, так мне в кузов нагрузили три тысячи железных поводков.
Иногда в пути случались разные истории. Как-то две колхозные машины повезли в Киров телят на мясо. Я ехал первым и вдруг случайно увидел в зеркале, что по полю ходят три телёнка. Оказалось, что во время движения животные сломали задний борт и выпали из кузова. В итоге два шофёра и зоотехник гонялись за ними по всему полю. Однажды точно также я потерял поросёнка, тоже пришлось ловить».
НЕ ОТПУСТИЛА ДОРОГА НА ПЕНСИЮ
Н.М. Елькин вышел на пенсию в 1992 году. Он с улыбкой вспоминает, как был уверен, что станет рядовым пенсионером, мечтал, что будет наслаждаться долгожданным отдыхом, но уже через несколько дней затосковал по работе, понял, что постоянная езда и дорога очень крепко вошли в его жизнь. Мужчина вновь вернулся к любимой профессии и отработал ещё пятнадцать лет.
РАБОТА НА БЕНЗОВОЗЕ ОТУЧИЛА КУРИТЬ
Николай Михайлович говорит, что работа в своё время помогла ему избавиться от пагубной привычки – курения: «Курил я много лет, пристрастился к этому сразу после армии. Пытался бросить бессчётное количество раз, что только ни делал – ел конфеты горстями, пробовал приучить себя к леденцам вместо сигарет, отказывался от сигарет на несколько дней, а потом начинал снова… Ничего не помогало.
Однажды стою на бензовозе и по привычке рука потянулась за сигаретой. Чуть ведь не зажёг, но, к счастью, вовремя опомнился: «Да что же я делаю-то? Здесь же нельзя курить!» И так я сам на себя разозлился, что положил пачку папирос в бардачок машины и всё, больше к ним ни разу не притронулся. Не курю уже много лет».
ПУСТЬ ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
С женой Галиной Николаевной Николай Михайлович знаком с ранних лет, жили они в соседних деревнях, их семейный стаж 62 года. Супруги вырастили двух сыновей - Сергея и Александра, оба они живут в Красном, и оба пошли по стопам отца – работают водителями.
«Дети у нас хорошие, не забывают нас, в гости приходят, во всём помогают, - рассказывает мужчина. – А ещё у нас два внука и два правнука. В Красном мы живём уже тринадцать лет, но до сих вспоминаем деревню Уползинскую, где жили долгие годы. Как же хорошо там было – лес, река рядом, грибы, ягоды, рыбалка! В последний год мы жили там совсем одни, уезжали со слезами.
У меня с юности было много увлечений. Мой отец держал пчёл, и я, глядя на него, потихоньку этому учился. В былые годы держал по семнадцать семей, лишь два года назад не стал этим заниматься. Раньше ходил на охоту и на рыбалку, а сейчас года три уже на рыбалке не бывал - здоровье подводит, хотя река совсем рядом, и меня до сих пор тянет посидеть на берегу с удочкой. А ещё по-прежнему хочется сесть за руль машины, я ведь уже несколько лет сам только пассажиром езжу. Видели бы глаза хорошо, так с удовольствием бы, как раньше, прокатился!»
Наталья МОЧАЛОВА.