<
| Декабрь 2024 | >
|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
<
| Декабрь 2024 | >
|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
№66 31.08.2018
С 1978 по 1991 год Николай Иванович Лысов трудился начальником аэропорта в селе Красном. В то время в Кировской области работало 26 аэропортов, в областной и районные центры летали самолёты АН-2, вмещающие до 14 пассажиров. Маршрут Красное-Киров пользовался большим спросом.
В КАЛИНИНГРАД ЗА ПАСПОРТОМ
Свой трудовой путь Николай Иванович Лысов из села Красного начал в 1961 году после окончания 10 класса средней школы. Сначала трудился лаборантом в родной школе, затем - воспитателем в интернате.
Вскоре молодой человек отправился в Калининград, где попробовал себя в качестве матроса на морском судне. В начале 60-х это помогло заработать, а главное - получить паспорт, сначала временный, а по возвращении в родное село - постоянный, так как в деревне в то время паспорта не выдавали, да и работали колхозники за трудодни, получая за тяжкий труд не деньги, а зерно и овощи.
ПОСЛЕ АРМИИ - ДОМОЙ
Николай мечтал стать педагогом, преподавать детям историю, но поступить в Кировский пединститут не получилось, так как предстояла служба в рядах Советской армии. Начинал он служить в 1964 году в Белоруссии, где обучался в школе сержантов. Затем сержант Лысов служил два года на Валдае в ракетных войсках. Вдвоем с солдатом-помощником они обслуживали подстанцию, обеспечивая электроснабжение двух воинских частей, гарнизона и колхоза. Они жили в небольшом домике, готовили по очереди, а продукты сами же раз в 10 дней привозили на служебной машине из воинской части. Нелегко давалась служба, но были и приятные моменты: недалеко от подстанции находилось озеро, где можно было ловить рыбу, а в жаркие дни купаться.
Служба в армии закалила парня, командир советовал ему остаться на сверхсрочную, учиться в техникуме, но Николай спешил домой, где его, единственного сына, ждала мама. Вернувшись домой, Николай Иванович продолжил поиски своего пути в профессии: работал пожарным инспектором в Даровском, шахтером в Воркуте, монтёром связи в Красном.
ИЗ КРАСНОГО ДО КИРОВА - ЗА 45 МИНУТ!
В 1978 году начальник аэропорта “Красное” при выходе на пенсию предложил Николаю Ивановичу занять его должность. Он сразу согласился и отдал 13 лет этой напряженной и ответственной работе. В то время в Кировской области работало 26 аэропортов, из областного в районные центры и обратно летали самолёты АН-2, вмещавшие до 14 пассажиров. Полёты осуществлялись только в дневное время. Маршрут Красное-Киров пользовался большим спросом. Летом самолёты выполняли по 3-4 рейса в день. Николай Иванович вспоминает, что билет стоил 3 рубля 50 копеек, а пассажиры проводили в пути всего 45 минут. Однажды в течение августа начальник аэропорта села Красное отправил 2020 человек и был премирован руководством за первое место по отправке пассажиров местных авиалиний.
АЭРОПОРТ – ХОЗЯЙСТВО БЕСПОКОЙНОЕ
Так как аэропорт обслуживал только один специалист, ему приходилось выполнять самую разную работу: передачу метеосводок по рации, продажу билетов, регистрацию пассажиров, обозначение посадочной полосы специальными знаками, управление взлётом и посадкой самолёта с земли, установку мини-трапа, посадку на борт пассажиров.
Иногда начальнику аэропорта приходилось брать на себя ответственность за пассажиров, например,в таких случаях, когда Киров не давал разрешение на вылет самолёта из-за того, что по их метеосводке в Красном должен быть грозовой фронт. Но в селе светило солнце, и Николай Иванович спорил с диспетчером и получал-таки разрешение.
Зимой самолёты летали реже, пассажиров было гораздо меньше, но работа аэропорта не прекращалась. Ежедневно Николай Иванович проверял состояние поля и аэродрома, отапливал здание, носил воду из колодца. Особой заботой была подготовка посадочного поля. Для того, чтобы лётчику было видно, где посадить самолёт, нужно было обозначить периметр поля ёлочками. Как рассказывает мужчина, ёлок он нарубился досыта. Для безопасности взлёта и посадки нужно было регулярно уплотнять снег. И начальник аэропорта договаривался, чтобы колхозный трактор катал поперёк посадочной полосы специальное шестиметровое бревно. Также колхозный бульдозер помогал авиации в летнее время в расчистке от кустарников и деревьев взлётной полосы и прилегающей территории. А траву Николай Иванович косил сам.
Весной, осенью и в дождливые дни лета, когда почва размокала и становилась мягкой, нужно было определять плотность грунта щупом-ударником (специальной палкой, на конце которой находился груз). Николай Иванович опускал его в почву и определял, можно принимать самолёт или нет. Если штырь уходил вглубь на 15 сантиметров, то самолёт сажать было уже нельзя. Был случай в Кобре, когда в таких условиях начальник разрешил посадку, и в результате самолёт колёсами зарылся в размокшую почву и завалился на нос. Хотя пострадавших не было, но после этого аэропорт в Кобре закрыли.
АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ НЕ БЫЛО!
Два раза в год все начальники аэропортов летали в Киров на конференцию. На ней разбирались все произошедшие за истекший период события: там самолёт упал, там авария случилась. За такие происшествия, пусть даже и по техническим причинам, строго наказывали.
Николай Иванович гордится тем, что за время его работы в качестве начальника аэропорта аварийных ситуаций не происходило. После 4 лет его работы в данной должности было построено новое здание аэропорта. Удобнее стало работать, когда ему было выделено две рации для связи с Кировским аэропортом и две - для связи с самолётом, одна из них была запасной.
ПОСЛЕ «ХИМИКОВ» И ТРАВА НЕ РОСЛА
Аэропорт “Красное” обслуживал не только пассажирские перевозки. Летом в Даровском районе активно работали «химики» - опрыскивали лиственные леса. Свои самолёты они “сажали” на площадку аэропорта, и где постоял такой самолёт, 3-4 года трава не росла - всю химикаты выедали.
“Пожарные” тоже садились на площадку, а также вертолёты, перевозившие работников леспромхозов на вахту. Николай Иванович рассказывает: “Бывало, скапливалось на площадке по 3-4 самолёта да еще 6 вертолётов - картина была впечатляющая”. Однажды у пожарного вертолёта сломался двигатель, и он целую неделю стоял в аэропорту под охраной, пока не привезли и не установили новый двигатель.
Леспромхоз завозил в аэропорт керосин, которым Николай Иванович заправлял самолёты и вертолёты.
ВСТРЕЧАЛ, ПРОВОЖАЛ, А САМ ПОЧТИ НЕ ЛЕТАЛ
Нравилась мужчине такая работа с техникой, а главное, с людьми. Многие пассажиры за “мягкую” посадку его благодарили. Он помогал грузить пожилым людям и женщинам с детьми тяжелые сумки. И в отпуске летом мужчина был один только раз - не хотел оставлять на другого человека своё беспокойное хозяйство. Хотя у начальника аэропорта имелась льгота на ежегодный бесплатный перелет в любом направлении и обратно (даже с пересадками), воспользовался он ей только один раз - слетал в Мурманск к родственникам. Очень хотелось Николаю Ивановичу навестить старого друга в Хабаровске, который приглашал его ловить красную рыбу, да так и не собрался: то времени не было, то денег.
НЕ САДЯТСЯ, МАРУСЯ, В КРАСНОМ САМОЛЕТЫ ИЗ ЛЕНИНГРАДА!
В его памяти хранится много нестандартных ситуаций и встреч с интересными людьми. “Телефон у меня дома звонил постоянно - пассажиры бронировали места, - рассказывает Николай Иванович. - Если в огороде работал, то ставил телефон на окно, а по ночам и спал с телефоном”. Причем начальник аэропорта бронировал места для пассажиров не только на местные рейсы, но и на Москву, Ленинград, Сыктывкар, Владивосток и другие города с несколькими пересадками, а также на поезда и автобусы. Для людей это было очень удобно. Николай Иванович разрабатывал маршрут для конкретного пассажира, высчитывал стоимость поездки, на эту работу ему каждый раз приходилось тратить 2-3 часа. Но самое сложное было объяснить пассажиру, как ему добраться до нужного места. Происходили и курьёзные случаи.
“Один раз женщина с Субори забронировала билет до Ленинграда, - рассказывает мужчина. - Я ей всё объяснил, когда лететь в Киров, а когда из Кирова в Ленинград. Потом смотрю, самолёт из Красного в Киров улетел, а она нет, то есть ждёт здесь самолёт. Я говорю:
- Маруся, ты чего не улетела в Киров, тебе ведь оттуда билет на Ленинград забронирован?
- А разве не сюда самолёт прилетит?
- Так ведь, Маруся, самолёты большие сюда не прилетят, опоздала ты теперь на самолёт!
Пришлось удерживать 25 процентов стоимости билета за бронь, а остальное ей возвращать.
Любили авиамаршрут Красное-Киров и туристы. Ежегодно они сплавлялись по реке Моломе из Опарино на байдарках, а в Красном складывали их и летели в Киров самолётом. Быстро и недорого путешествовали, так как груз до 10 кг можно было перевозить бесплатно. Багажного отделения не было, вещи стояли прямо под ногами.
АЭРОПОРТ В ПАМЯТИ НАВСЕГДА!
В 1992 году аэропорт “Красное”, как и другие местные аэропорты Кировской области, был закрыт как нерентабельный, должность начальник аэропорта сокращена.
Сейчас Николаю Ивановичу Лысову 74 года. Он по-прежнему живёт в селе Красном, с удовольствием вспоминает свой трудовой путь и считает, что самой полезной для него и для других людей была его работа в сфере малой авиации.
Мария ДАРОВСКИХ.