Математика - это про жизнь

( 1 Голос )
Рейтинг пользователей: / 1

К Международному дню учителя

75.jpg - 1.14 MbБЛИЦ-ОПРОС

- Вы с радостью ходите на работу?

- У меня нет и никогда не было отторжения. Я просто иду на работу - начинать новый учебный год, новый день!

- Ваш любимый математический символ.

- Пожалуй, «плюс» (после недолгой паузы и размышлений отвечает учитель). Для меня он ассоциируется с чем-то положительным: с прибавкой, ростом. Обогатиться знаниями и поделиться ими с другими - вот это и есть, на мой взгляд, главный плюс профессии учителя.

- Если бы не математика, какой предмет Вы бы преподавали?

- А я уже преподавала. Так сложились обстоятельства, что мне пришлось вести предмет «Основы проектирования», а ещё ОДНКР («Основы духовно-нравственной культуры народов России»). Это был очень интересный опыт!

- При проверке тетрадей – музыка или тишина.

- По настроению. Но если музыка, то фоновая.

- Самая частая отмазка ученика?

- Тетрадь дома оставил.

Часто говорят, что «из курса школьной математики в жизни пригодилась разве что таблица умножения» – с этого шутливого выражения начался наш разговор с учителем математики высшей категории Даровской средней школы Татьяной Владимировной ДУДИНОЙ. И сразу скажу, в тот день я получила множество доказательств того, что оно неверно! А строгий и сдержанный педагог за время нашей беседы раскрылся для меня как человек, который видит красоту и гармонию в каждой алгебраической формуле и доказательстве теоремы, а на уроках показывает детям, что математика пронизывает всю нашу жизнь.

Аксиома принадлежности профессии

Глава о том, что выбор профессии героиней был предопределен сразу несколькими моментами.

«Вся моя жизнь прошла в школе. Мама - Валентина Васильевна Груздева - работала учителем начальных классов в Окатьевской школе. Дома мама писала конспекты, проверяла тетради – для меня жизнь учителя была привычной и естественной», - говорит Татьяна Владимировна.

Учиться в школе Татьяне нравилось, особенно уроки математики, которые вела Галина Александровна Арбузова. Опыт и мастерство любимых педагогов подавали пример, и кем же было стать выпускнице? Ответ очевиден – учителем. И вот уже 29-й год Т.В. Дудина ведет уроки математики для даровских школьников и утверждает, что эта наука прекрасна.

Открытие неочевидной функции

Глава о том, как наша героиня открыла для себя новую «функцию» математики – не как сухого счета, а как философии и красоты.

Выбор в пользу «царицы наук» стал для Татьяны Владимировны интуитивным поиском ясности и порядка в сложном мире.

«В ней всё понятно, — делится она. — Дважды два всегда четыре. Здесь нет места эмоциям или разночтениям. Но математика - это не просто счет и задачи в учебнике, она всегда рядом с нами, в любом деле, — уверенно говорит Татьяна Владимировна. — Мы строим дом — рассчитываем нагрузку на балки. Готовим обед — отмеряем пропорции продуктов. Даже просто идём в магазин - считаем, хватит ли у нас денег, — всё это математика. Мы живем в мире цифр и закономерностей.

В то же время в этой чёткости цифр и формул есть красота и гармония. Возьмите поэзию — в ней есть ритм - тот же математический счет. Музыка — это четкие доли и интервалы. Архитектура, живопись — везде свои пропорции, «золотые сечения».

Формула педагогического мастерства

Глава о том, что путь к успеху лежит через трудолюбие.

Почти три десятилетия педагогического стажа — в наше время это несколько быстро сменяющих друг друга образовательных эпох, каждая со своими вызовами и возможностями.

«Раньше в основе начального школьного обучения была очень мощная фундаментальная база — «уметь читать и уметь считать», — рассуждает педагог. — Сейчас, конечно, требование то же самое, но часов стало меньше и в начальной школе, и в 5 классе. Когда заложены крепкие основы быстрого счета, изучать математику дальше намного проще.

Но не всё, конечно, измеряется учебным временем – было бы желание учиться. Но многим детям хочется достичь хорошего результата при меньшей затрате сил. А надо работать, работать и еще раз работать. Я бы даже сказала, пахать! — говорит Татьяна Владимировна без тени пафоса. — Причем в равной мере это относится как к ученику, так и к учителю, и к родителям. Успех — это всегда результат совместных усилий».

- Как, сохраняя дистанцию и авторитет, Вам удается создать атмосферу доверия и уважительного отношения с учениками?

«Главное правило для меня - придерживаться в общении единой линии, - отвечает на вопрос педагог. - Индивидуальные особенности, конечно, важны, но базовые требования должны быть одинаковыми, неважно, кто перед тобой – отличник или троечник. Я искренне огорчаюсь из-за невыученного детьми урока, и так же искренне радуюсь, когда ребенок, от которого не ожидаешь, находит решение сложной задачи - такие прорывы по отношению к себе, своим возможностям приятно удивляют. Я всегда в таких случаях скажу: «Ты сегодня молодец!»

- Любимчики у Вас есть?

«Даже не знаю, что вложить в это слово, - задумывается Татьяна Владимировна. - Бывает, ты видишь в ребенке потенциал, веришь в него, стараешься подтолкнуть, подсказать, а ему этого не хочется. Ты-то в него веришь, а ему это не надо! И он может даже обидеться, видя в этом не веру, а придирки. Поэтому иногда самые сильные обиды возникают как раз на тех учителей, которые верят в ученика сильнее, чем он сам».

- Как, на Ваш взгляд, выглядит формула педагогического мастерства?

- Довольно просто: трудолюбие, безусловная справедливость и эмпатия - умение поставить себя на место ученика.

Функция обучения и её переменные

Глава о том, как учитель выстраивает зависимость между знаниями и пониманием, учитывая многообразие учеников и их возможностей, чтобы функция обучения работала эффективно.

- Татьяна Владимировна, известно, что все люди разные: одним легче даются точные предметы, другим - гуманитарные. К концу школы большинство выпускников уже понимает, какой уровень ЕГЭ по математике ему необходим – базовый или профильный?

«В основном, да. Но базовый уровень — не значит примитивный. В его рамках тоже есть задания разной сложности, в том числе и олимпиадные задачи уровня 5-6 класса, - говорит учитель. - Профильный, конечно, требует более глубоких знаний и математического склада ума. Там и проверяется умение мыслить, выстраивать логическую цепочку, применять разные методы. Это серьезная, полноценная работа.

Хотелось бы ошибаться в своем мнении, но замечаю, что с годами становится все меньше детей, серьёзно увлекающихся математикой. А что касается, как вы говорите, гуманитариев, то недаром у нас в выпускных классах есть два обязательных экзамена – русский язык и математика – обе составляющие нужно в себе развивать, чтобы стать гармоничной личностью».

На мой вопрос, какая тема в школьной программе самая сложная для восприятия, Татьяна Владимировна ответила, что у каждого такая тема есть, но у многих это «алгебраические дроби» - материал 8-го класса. «Эта тема собирает очень много ранее изученных тем, приходится оперировать множеством факторов, и это вызывает затруднение, - отмечает учитель. – Кстати именно на образ дроби опирается в своём суждении о человеке Лев Николаевич Толстой: «Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель — то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь». Гармония личности достигается тогда, когда числитель и знаменатель находятся в равновесии. Человек, правильно оценивающий свои способности, не преувеличивая и не преуменьшая их, способен к развитию. Совершенствование числителя происходит через работу над собой, корректировка знаменателя тоже возможна - через развитие адекватной самооценки. А если числитель мал, а знаменатель слишком велик, то дробь стремится к нулю».

Вектор педагогического взаимодействия

Глава о том, что в педагогике «вектор взаимодействия» — это совокупность разных ролей, которые выполняет учитель каждый день.

- Татьяна Владимировна, современный учитель – это не только предметник, но и наставник, психолог, иногда и медиатор. Какая из этих ролей вам ближе, какая дается легче или сложнее?

«Мне кажется, какая интереснее или легче в нашей профессии, не имеет значения, - говорит Татьяна Владимировна. - В одном случае надо разрулить, в другом – поддержать, в третьем – пожурить, настоять и так далее. Нравится тебе или не нравится, ты все равно оказываешься в ситуации, что нужно принять решение и сделать выбор.

Воспитание и обучение, так же, как алгебру и геометрию, невозможно разделить: воспитывая, мы учим, обучая - воспитываем. Через математику я стараюсь учить детей логике, упорядоченности действий, строгости, четкости и ясности мысли: вот есть задача, есть условия, есть порядок действий… К сожалению, в жизни всё гораздо сложнее, но методы этой науки работают всегда.

Ключ к сердцам и умам современных школьников, выросших в цифровой среде, Татьяна Владимировна нашла, в том числе, и в проектной исследовательской деятельности.

Она вдохновенно рассказывает: «Каждый учащийся 8 класса должен защитить проект. Дети пишут их по любому предмету, учитывая свои интересы и наработки. Мне хочется отметить несколько интересных проектов, которые писали мои ученики.

Решая практико-ориентированные задачи по математике, с группой девочек мы делали проект по благоустройству территории школы, моделировали площадку для отдыха. Вопрос недостаточности знаний решали через лабораторные работы и конструирование - работали с ножницами и бумагой. Как настоящие исследователи вычисляли площадь клумб, считали, сколько посадочного материала нам нужно, чтобы эту площадь закрыть, с учетом того, какие выходные данные у той или иной культуры – высота, диаметр цветков, частота посадки. Проект были оформлен как приложение к заявке на областной конкурс «Красивая школа», в котором, кстати, была одержана победа.

Позднее, в 8 классе, эти девушки с учетом своих хобби защищали свои проекты, в основе которых лежал этот, только одна ушла глубже в математику, другая – в моделирование, третья – в дизайн.

Ещё одна моя ученица интересовалась рукоделием и взяла для проекта тему «Вычисления, линии, фигуры и чертежи при кройке и шитье». Ученицей была сшита школьная форма на куклу. При увеличении размеров подобную вещь можно сшить для себя.

Вот они - базовые основы алгебры и геометрии, примененные, как мы говорили в начале разговора, красиво. Но самое главное — каждый ученик нашел для себя точку приложения математических знаний, увидел их практическую ценность».

Гармония как центральная формула жизни

Глава о поиске жизненного равновесия - формулы, которая не выводится на доске, а создается в душе.

А для личной, внутренней гармонии Татьяна Владимировна шьет — причем не только для себя, но и для участников СВО, вкладывая в свою работу тепло и заботу. Ценит она и живое, неформальное общение в кругу единомышленников по самым разным интересам, будь то художественная студия или спортивная секция. Именно это помогает ей сохранять внутренний баланс и душевное равновесие — ту самую гармонию, которую она так ценит и ищет в своем любимом предмете.

Журналистское доказательство от противного

В этой главе автор на примере собственного опыта показывает, что утверждение о ненужности математики в жизни легко опровергается.

Покидая уютный, наполненный светом кабинет Татьяны Владимировны, я понимала, что фраза «математика мне в жизни не пригодилась» — это, пожалуй, одно из самых нелепых и легко опровергаемых заблуждений современности.

И, как выяснилось, математика абсолютно необходима мне, журналисту. Ведь чтобы донести до читателя живой и многогранный образ педагога, мне пришлось мысленно выстраивать четкую, логичную структуру текста, находить причинно-следственные связи между частями текста, выверять баланс между фактами и эмоциями, тем самым решая сложную творческую задачу, руководствуясь принципами строгой, но прекрасной науки математики.

От всей души спасибо вам, Татьяна Владимировна, за этот необычный и очень глубокий урок.

Ольга БЕРЕСНЕВА.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить