№76 03.10.2025
5 октября - Международный день учителя
Про таких людей, как Наталья Валентиновна Плотникова, говорят, что они работают «с огоньком», всего себя отдавая любимому делу. Учитель начальных классов высшей категории – добрая, справедливая, общительная, весёлая – она работает в Даровской средней школе уже тридцать лет. Мы встретились с Натальей Валентиновной в канун Дня учителя, и наш разговор с ней был настолько лёгким и непринужденным, что рабочее интервью быстро перешло в дружескую беседу.
- Наталья Валентиновна, почему Вы выбрали профессию учителя начальных классов?
- Это было моей мечтой, причём с самого раннего детства. Мы с подружкой Светой Новосёловой (Светланой Геннадьевной Бобровой) всё время играли в школу – учили кукол, друг друга и младших девчонок-соседок. В итоге обе стали педагогами – я учителем, она воспитателем. После школы я поступила в Кировский пединститут, а в 1995 году после его окончания пришла работать в Даровскую среднюю школу.
- И сразу стали учить малышей?
- Нет. Это были перестроечные годы. Мест в школе не было, сначала я работала воспитателем в группе продленного дня, потом меня на пару месяцев отправили в малокомплектную школу в деревню Большую Лукинскую. Затем я снова пришла на продлённую группу, года три работала воспитателем в интернате, вела ИЗО в среднем звене, подрабатывала в школьной библиотеке… А потом мне наконец-то дали класс – только не обычный, а коррекционный. Перед этим я прошла курсы переподготовки.
- Сложно было работать в коррекционном классе?
- Коррекционный класс – это не «класс дураков», как многие думают, а место, где ученику помогут освоить необходимые знания, учитывая его особенности. У меня было два выпуска коррекционных классов, правда, второй я немного не довела до конца. Самым сложным было этих детей принять такими, какие они есть. Принять и понять, что ты перед ними хоть пой, хоть пляши, но материал они могут не усвоить.
Многие ребята, если у них по учёбе что-то не получалось, начинали вести себя неадекватно, нервничать. К каждому нужно было найти ключик, и порой это было очень непросто. Был у меня мальчик, которому, если он начинал психовать, нужно было быстро сунуть лист бумаги, и он начинал рвать её в клочья, тем самым выплескивая эмоции, а потом успокаивался. Кого-то надо было просто обнять, прижать к себе.
- Когда Вас перевели к обычным детям?
- Семь лет назад, и вот тут уже я наконец-то почувствовала себя в своей тарелке. И пусть в моём первом классе был 31 человек, и было очень тяжело, особенно первые полгода, но именно тогда я поняла - то, что было у меня до них, можно назвать репетицией... В этом учебном году у меня будет уже второй выпуск.
- Чем те дети Вам запомнились?
- Они были первыми, разве я смогу их когда-нибудь забыть? Очень их люблю и переживаю за каждого. Мы общаемся, переписываемся, встречаемся.
- А нынешние ребята?
- А этот выпуск у меня девчачий – 17 девочек и 6 мальчиков. Пусть они и не очень спортивные, зато такие творческие! Поют, танцуют, ставят сценки, обожают праздники, самостоятельно к ним готовятся и всегда фонтанируют идеями. Я тоже очень люблю праздники в классе - они объединяют и детей, и родителей.
- Приходится ли Вам наводить дисциплину на занятиях?
- У многих ребят предыдущего выпуска поведение порой оставляло желать лучшего. Помню, как первый месяц работала с ними со свистком, иначе они меня просто не слышали. Кстати, он у меня до сих пор уже семь лет лежит без дела в пенале, храню его как реликвию, на всякий случай. Надеюсь, больше не пригодится. Нынешние ребята оказались совершенно другими, мы с ними сразу нашли общий язык, ни с поведением, ни с учебой проблем не было.
- Как Вы определяете для себя успех в работе с учениками к концу учебного года?
- 92% детей в моём классе учатся на «4» и «5», семь из них – отличники, и передо мной не стояло проблемы – вывести «5» или «4». Я считаю, это замечательный результат - наш общий успех, причём, не только мой как педагога, но и самих детей, и, конечно, их родителей. Стоит отметить и педагогов детского сада «Василёк», откуда ребята пришли ко мне хорошо подготовленными.
- Гордитесь ли Вы своими учениками?
- Конечно, и очень сильно! Радуюсь даже самому маленькому их успеху! У меня в классе есть мальчик с диагнозом ОВЗ, и когда он на уроке делает то, что не мог, к примеру, сделать неделю назад, меня просто распирает от гордости!
- Что труднее – учить или воспитывать?
- Наверное, воспитывать. К сожалению, педагогам приходится этим заниматься, но, как показывает опыт, делать это нужно совместно с родителями. У меня однажды был ученик, мама которого, не разобравшись в проблеме, защищала его до победного. Иногда родители не осознают того, что их «воспитание» приводит к не очень хорошим последствиям.
- Какие современные образовательные методики, технологии Вы используете на уроках?
- Методики были, есть и остаются, а вот какие-то фишечки у каждого учителя свои, и появляются они с опытом. Если с одними детьми чтото не пошло, другим может зайти на ура - здесь всё зависит от класса.
- С какими трудностями Вы сталкиваетесь в работе?
- С трудностями методического характера. Я являюсь руководителем методобъединения учителей начальных классов и должна контролировать все учебные программы. То, что они постоянно меняются, честно говоря, напрягает всех педагогов. Ежегодно мы их переделываем, что-то убираем, добавляем, обновляем, так как меняются стандарты. Очень тяжело в этом плане работать молодым учителям, учителям-стажистам всё-таки немного проще.
- Чем дети с Вами делятся?
- За что я люблю детей, так это за их непосредственность. Могут рассказать абсолютно всё, начиная с того, что они ели с утра и заканчивая тем, о чём вчера вечером разговаривали с мамой, а также все радостные и грустные события из их жизни и жизни своей семьи. Доверие детей очень приятно, и я его очень ценю, но всё-таки иногда родителям говорю, чтобы они контролировали ребёнка. Сама я никогда и ни с кем не обсуждаю то, что дети мне рассказывают.
- Чему ребёнка нужно обязательно научить до школы?
- Прежде всего, вежливости. Некоторые дети приходят в школу, не зная элементарных слов «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», «извините». Причём они не говорят их не потому, что стесняются, а потому, что просто не знают, что это надо делать.
Родители обязательно должны привить детям уважение к взрослым. Вот представьте ситуацию: разговаривают два взрослых человека, а рядом стоят дети. Один ребёнок (если ему что-то нужно спросить) будет ждать, пока взрослые поговорят, а другой подойдет и будет беспрестанно меня дергать: «Наталья Валентиновна, ну, Наталья Валентиновна…» Это уже говорит о невоспитанности. На своём опыте я уже который раз убеждаюсь, что в воспитании детей всё идет из семьи. Если мама дома всё время трещит по телефону и кого-то обсуждает, то и ребёнок, глядя на неё, будет делать это же самое. Поверьте, таких детей сразу видно.
Что касается учёбы, то родителям нужно развивать у ребёнка усидчивость - без неё в школе будет сложно. Надо с детьми как можно больше общаться, разговаривать, читать книги, и пусть это будет на протяжении всей начальной школы. Вообще, семейное чтение – это здорово! Сначала вы ребёнку почитаете, потом он вам…
Оценивая сегодняшнюю программу начальной школы, я за то, чтобы к началу первого класса ребёнок читал хотя бы по слогам – ему будет в дальнейшем проще, чем тем, кто не читает вообще. Контролируйте, чтобы ребёнок обязательно читал вслух, а в конце обязательно спросите, о чём он прочитал, ведь смысл чтения – понять суть прочитанного.
- В 1986 году, когда я пошла в первый класс, среди моих одноклассников были ребята, которые пришли в школу, вообще не зная букв, но буквально за пару месяцев научились бегло читать. Как Вы это объясните с педагогической точки зрения?
- У современных детей мотивации к чтению очень мало, они читают через силу, потому что у них есть другие источники информации – телефон, компьютер, умная колонка Яндекс Станция с Алисой. Раньше у детей таких возможностей не было, любую информацию нужно было добывать самим. А где её найти? Только в библиотеке, а для этого нужно было научиться хорошо читать. Я помню, что меня тоже с пяти лет мама заставляла читать, и поначалу чтение мне было в тягость, но когда я осознала, что из книги можно получить столько знаний, то начала читать запоем и читаю каждый день всю жизнь.
- Вспомните смешной случай из школьной жизни.
- Вот случай, который произошёл ещё на практике в школе. Я готовила праздничное мероприятие к 8 Марта. В классе – дети, учителя, методист. Я включаю на проигрывателе с пластинки (тогда магнитофонов ещё не было) первую попавшуюся детскую песню, звучит «33 коровы», и под неё мамы заходят в класс... После окончания урока методист просто хохотала в голос: «Наталья Валентиновна, Вы всё подготовили и провели идеально, но почему «33 коровы?» С тех пор, готовясь к мероприятиям, я всегда всё проверяю «от и до».
- Что Вам нравится в профессии больше всего?
- Общение, озорные глаза детей, то, что я постоянно в движении - ежедневно за несколько уроков «напрыгиваю» и «нахаживаю» по 10000 шагов. Мне нравится видеть, как начиная с 1-го класса в течение четырёх лет растёт ребенок. Они же приходят школу совсем маленькими, можно сказать, ничего не понимающими, а проходит всего год, и ты видишь, как дети меняются, какой сильный рост и скачок в развитии произошёл. Для нас, учителей начальных классов, четвероклассники – это совсем взрослые ребята. А вот придут наши дети в пятый класс, и их учителя про них снова скажут: «Какие же они малыши!»
- День учителя. Как Вы относитесь к этому празднику?
- В этот день я обычно вспоминаю своих учителей. Очень уважаю своего любимого учителя Изольду Семеновну Зубареву, которая вела у меня математику, у неё были такие интересные уроки! Когда я пришла работать в школу, первые годы Изольда Семёновна мне очень помогала. Считаю, что во многом благодаря ей я осталась в профессии. С большим уважением отношусь к Светлане Александровне Поздеевой и Вере Алексеевне Поздиной за их терпение, внимание и уважение к людям. А вообще, я люблю и ценю за труд, стойкость и уважение к профессии всех своих коллег.
- Наталья Валентиновна, а что для Вас школа и дети?
- За свою жизнь я дважды пыталась поменять профессию, но в итоге всё равно возвращалась в школу. Это моя любимая работа, от которой я испытываю радость, это ежедневное общение с коллегами и ребятами. Люблю «движуху» - петь и танцевать с детьми, разыгрывать с ними сказки и сценки. Эти занятия идут им на пользу, и даже самый замкнутый ребёнок становится более открытым и уверенным в себе.
Помимо того, что в детстве я мечтала стать учителем начальных классов, мне ещё хотелось стать и артисткой. И в какой-то мере и эта моя мечта тоже осуществилась: у меня есть зрители – мои ученики, сцена – пространство у доски, и каждый день у меня аншлаг!
Беседовала Наталья МОЧАЛОВА.