№11 11.02.2017
В Даровской средней школе начала работу «Школа развития» для будущих первоклас-сников. Дети с замиранием сердца ждут увлекательных занятий и встречи с педагогами, а родители с тревогой в глазах ожидают первых результатов.
Будут ли занятия радовать вашего ребенка? Какие требования к его успеваемости надо предъявлять? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо выяснить, готов ли ваш ребенок к школе.
В понятие «Готовность к обучению в школе» входят 4 взаимосвязанных компонента: физиологический, социально-личностный, интеллектуальный, эмоционально-волевой.
- Физиологическое развитие ребенка является фундаментом для его психологической готовности. Постоянная учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительное время сохранять вынужденную позу, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил ребенка. Физически ослабленные, часто болеющие дети даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении, так как с началом школьного обучения они не в силах справиться с возросшей нагрузкой.
Таким детям свойственны снижение памяти и внимания, повышение утомляемости, раздражительность, медлительность, трудности в принятии учебной задачи и снижение самоконтроля.
Готов ли организм ребёнка 6-7 лет к таким нагрузкам? Готов, но, чем младше ребенок, тем труднее ему справиться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье.
- Интеллектуальный компонент. В него входит уровень развития следующих познавательных процессов: слуховая и зрительная память, концентрация, устойчивость и переключение внимания, наличие наглядно-действенного или наглядно-образного мышления, слуховое и зрительное восприятие, математические представления, речь.
Отставание в развитии одного познавательного процесса приводит к задержке в развитии других, что влечет за собой общую психическую задержку развития ребенка.
- Социально-личностная готовность. Главный показатель, по которому стоит ориентироваться в этом аспекте - это готовность самого ребёнка к принятию новой позиции в обществе. Позиция школьника выражается определённым отношением ребёнка к учёбе, к другим детям, учителям, родителям, к самому себе.
- Эмоционально-волевой компонент. В это понятие входит произвольное поведение - умение слушать и слышать, находить ошибки и исправлять их, адекватно реагировать на похвалу и замечания, умение длительное время выполнять не только привлекательную деятельность, но и ту, которая не вызывает интереса.
Говоря о том, в каком возрасте нужно идти в школу, необходимо помнить, что все дети развиваются по-разному, фактический возраст ребенка не всегда соответствует биологическому. Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по развитию он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.
Педагог-психолог С. САДРИЕВА.